Темой любого литературного произведения, так или иначе, является жизнь отдельно взятого человека. Исследовать составляющие жизненного пути, чувства, мысли, страдания брались самые замечательные писатели всех времен. Прочитав серию произведений Григория Чхартишвили (Бориса Акунина) о приключениях русского сыщика, я была очарована великолепным русским языком, потрясающим знанием эпохи, непредсказуемостью и быстрым развитием сюжета.
Главный герой серии приключений — Эраст Фандорин. Эраст Петрович никогда не выступает в роли повествователя, поэтому на его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Каждый следующий детектив добавляет в портрет Фандорина множество мелких, но красочных штрихов, намечает будущие контуры. В первом романе о Фандорине «Азазель» мы находим такой портрет героя: «Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». В «Левиафане» сыщик описан уже несколько иначе: «Первое впечатление от Эраста Фандорина было такое: немногословен, сдержан, вежлив. На вкус Гоша слишком уж лощеный. Крахмальный воротничок торчит будто алебастровый, в шелковом галстуке жемчужная булавка, в петлице (фу ты ну ты) алая гвоздика. Гладкий проборчик волосок к волоску, холеные ногти, тонкие черные усы словно углем нарисованы». В этом же романе автор обращает внимание на «эффектную внешность» счастливчика судьбы и покорителя красавиц: «Внимание привлекал не столько щегольский наряд пассажира, сколько импозантная, можно даже сказать, эффектная внешность. Молодой человек был высок, строен, широкоплеч, на мир смотрел ясными голубыми глазами, ему необычайно шли тонкие подкрученные усики, а черные, аккуратно причесанные волосы имели странную особенность — интригующе серебрились». А в одном из последних романов — «Пиковый валет» — герой уже не так молод, но по прежнему благороден: «Сразу видно — особенный человек. Лицо красивое, гладкое, молодое, а вороные волосы на висках с сильной проседью».
Перед нами проходит жизнь необычного человека, он меняется на наших глазах, непоколебимым остается восприятие этого персонажа. Эраст Петрович удачлив, почти бессмертен, благороден и привлекателен, элегантен и атлетичен, в общем, на загляденье, но все же несчастен. Читатель невольно начинает сопереживать герою, на период чтения сливаясь с ним в единое целое. Фандорин — это своего рода мечта многих женщин. Такой невозможно красивый, очень сильный, невероятно благородный, загадочный, в него влюбляются все женщины, а он остается холодным и равнодушным. Женщины, на чьем пути он встречается, — будь то великая княжна или дочь банкира, зараженная идеями народовольцев, — теряют голову и готовы первыми объясняться ему в любви… А он? Почти молчаливый: «Голос спокойный, тихий, говорит с легким заиканием, но каждое слово к месту, и видно, что повторять одно и то же дважды не привык. Внушительный господин, ничего не скажешь». Фандорин всегда замкнуто отрешенный, изысканно учтивый, но он полагает, что судьбой ему уготовано оставаться одиноким. Он импозантный, красивый, эффектный мужчина. У него есть сверхъестественные способности в большом количестве. Во первых, это невероятная везучесть. Удачливость Фандорина отмечена еще в первом романе. Вот как о фандоринской счастливой планиде скажет его спаситель граф Ипполит Зуров — персонаж «Турецкого гамбита»: «Есть в тебе что то… Не знаю, печать какая то, что ли. У меня на таких, как ты, нюх. Я будто нимб у человека над головой вижу, этакое легкое сияние. Особые это люди, у кого нимб, судьба их хранит, от всех опасностей оберегает. Для чего хранит. Человеку и самому невдомек. Стреляться с таким нельзя — убьет. В карты не садись — продуешься, какие кундштюки из рукава не мечи. Я у тебя нимб разглядел, когда ты меня в штосс обчистил, а потом жребий на самоубийство метать заставил. Редко таких, как ты, встретишь».
Этот человек, по своему происхождению отнюдь не выдающийся, сделал блестящую карьеру от мелкого чиновника в полицейском управлении до статского советника, не будучи карьеристом. Он может логично мыслить, медитировать, менять внешность, проникаться образом дома и видеть, что там произойдет в минуту смертельной опасности. Он для бодрости духа принимает ванны со льдом и владеет хитростями восточных единоборств… У него свой кодекс чести, которому он неизменно верен, он — рыцарь без страха и упрека… Эраст — чрезвычайно принципиальная личность, со своими понятиями о чести. Нравится он именно своей целеустремленностью, совершенно сказочной, мифологической честностью.
Что мне менее нравится в Эрасте Петровиче Фандорине, так это отсутствие чего то человечески теплого, человеческой привязанности, крепости дружбы. Не помню, чтобы кого нибудь из персонажей акунинских романов Фандорин мог назвать настоящим преданным другом или сам стал бы таким же другом. Он слишком спокоен, не эмоционален, скрывает свои истинные чувства, часто холоден к окружающим.
Таким образом, я медленно подошла к развязке моего сочинения — логическому выводу, который раскрывает заявленную тему и в то же время выражает мою позицию. В произведениях Бориса Акунина мы практически все узнаем о господине Эрасте Фандорине. Нам становится понятно, что хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен. Мне кажется, что это не всегда хорошо — знать все обо всех. И, наконец, он, конечно же, страдает. Порой всему виной является любовь (особенно если вспомнить смерть его жены в день свадьбы, в какой то степени по его вине). Иногда, наверное, одиночество, отсутствие родных и близких (несмотря на вторую жену, находящуюся где то в эмиграции, и редкие мысли о сыне), его ум, который работает быстро, четко и правильно время от времени, приносят ему неприятности.
На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать».