Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> «Спешите делать добро» (По произведениям русской литературы ХХ века)

Сочинение на тему ««Спешите делать добро» (По произведениям русской литературы ХХ века)»

Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздает за зло:
Сыны сынов своих увидит
И в жизни всякое добро.
Г. Р. Державин

Антон Павлович Чехов говорил: «Спешите делать добро». Он понимал, что черствость души — самая страшная болезнь на свете. Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество — способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи.
Сейчас, наверное, как никогда много говорят о добре и милосердии. «Листы скорби» — так назвал новую серию своих работ художник Геннадий Добров. Написаны они на основе впечатлений, полученных от поездок автора по тем местам, где в годы Великой Отечественной войны находились фашистские концлагеря — Штутгоф, Освенцим, Майданек. Поражают его слова: «Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, — это любовь ко всем людям, ко всему человечеству».
Без доброты происходит неминуемая потеря нравственности. А это очень опасно. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и не удивительно, что многие произведения современных писателей посвящены этой теме.
На мой взгляд, ярким и любопытным примером человека, творящего добро для других в ущерб своим интересам, женщины праведницы является героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Самое удивительное, что героиня рассказа имеет свой прототип в реальности. Как и многие другие произведения мастера, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Мильцево Владимирской области. Главная героиня рассказа — реально существовавшая женщина, хорошо знакомая Солженицыну, подробности жизни и смерти которой он и воссоздал. Тем более удивительным кажется то, что люди, подобные Матрене, живут на земле, наделяя счастьем каждого, кто обращается за помощью, и тем самым сами становятся счастливее.
Образ Матрены воплощает в себе черты того высоконравственного типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Эта женщина, сама того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедям. Матрена живет не для себя, она живет для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося. Согласно жизненной философии Матрены, все так и должно быть. Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, с какой откровенной наглостью люди пользуются ее добросердечием. В этой бескорыстной помощи сосредоточены смысл и цель ее жизни, можно сказать, ее счастье.
Матрена и подобные ей люди — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре, городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников там не оказалось, и города были разрушены. По мнению Солженицына, именно такая судьба может в скором времени ожидать и наш мир.
Духовное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеряют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины. И только такие удивительные люди, как Матрена, способны противостоять злу своей кротостью, смирением и способностью к самопожертвованию ради чужого счастья.
Яркие, сильные люди всегда привлекали Максима Горького. Один лишь холодный ум без горячего сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра — герой первой легенды старухи Изергиль, сын орла, жителя холодных вершин. Но гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а его слабость и трагедия.
В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле закаляет человека и помогает ему в жизненных испытаниях. Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем, сильнее Ларры. В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей — вот величайшее счастье, доступное человеку. Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…»
Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных — героев.
У Михаила Булгакова в «Записках юного врача» доктор Бомгард никогда не пытается спрятаться от проблем. В душе он ропщет на судьбу, заставляющую его, едва выбравшегося из ванны, скакать в мороз двенадцать верст к больному или среди ночи бежать и спасать очередного пациента. Но боится он лишь одного — оказаться бессильным перед болезнью, спасовать перед неизвестностью, ведь так мало еще опыта у этого «юного доктора», поэтому частенько мчится он через двор больницы в свой кабинет, лихорадочно листает учебник и пособия, стараясь уточнить диагноз, последний раз «проконсультироваться» перед решающим шагом, и выходит победителем из труднейших ситуаций, но нет в его помыслах и тени карьеризма, гордости за себя, а лишь радость за «чудесное» спасение очередного больного, страдающего человека, а если кто то помогает советом, делом, доктор благодарен опытным коллегам.
Добро и милосердие вечны, неразделимы. Пока живут люди, эти вечные ценности человеческого существования будут находиться с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита после бала, устроенного Воландом? Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!
Иешуа, по прозвищу Га Ноцри, несет любовь ко всем людям; он их так и называет — даже своих врагов — «люди добрые». И не есть ли истина жизни — «Любовь, Добро, Милосердие»?
Мне хочется обратиться ко всем живущим в этом мире: люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими! Нравственная сила добра — это великая сила, способная возвысить человека, сделать его и окружающих его счастливыми, и надо правильно их понимать.