Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Спор Чацкого и Фамусова (Анализ действия 2, явл 2) в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему «Спор Чацкого и Фамусова (Анализ действия 2, явл 2) в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — сатирическое произведение,
в котором показан конфликт прогрессивной молодежи первой
четверти XIX века с консервативным московским обществом.
Идеологами враждующих сторон выступают Чацкий и Фамусов.
В пьесе присутствует любовная интрига, но ее роль второстепенна:
Чацкий влюблен в дочь Фамусова Софью. Рассмотрим сцену, в которой
впервые сталкиваются в идейном споре главные представители враждующих
лагерей, и попытаемся определить ее роль в произведении.
Спор героев происходит во время второго (и последнего) визита
Чацкого в дом Фамусова. Предыдущий визит Чацкого был краток:
вернувшись в Москву из заграничного путешествия, он сразу приехал
к Софье и почувствовал, что прежняя любовь к ней вспыхнула
с новой силой. Софья приняла давнего поклонника холодно, и Чацкий
вновь приезжает к Фамусовым, чтобы понять причину этого неожиданного
равнодушия.
Мы уже представляем себе характеры героев по предыдущим
сценам, но об идейных позициях можем только догадываться. Фамусов
занимает важное место в московском обществе, он знает все
и всех. Фамусову известно даже, когда будут крестины еще не родившегося
«у вдовы, у докторши», ребенка. Он занимает пост управляющего,
но ведением дел себя не утруждает, переложив их на
секретаря. Фамусов сетует на то, как трудно быть отцом взрослой
дочери, но по его хвастливым монологам мы понимаем, что он не
воспитывал Софью и скупился на гувернанток. Фамусов любит порассуждать
о морали и падении нравов и тут же ущипнуть наедине
служанку. Чацкий проявляет себя как пылкий влюбленный , умный,
наблюдательный, насмешливый собеседник. Он энергичен и непоседлив:
оставил службу, уехал на три года за границу, неожиданно
вернулся. Ни Софья, ни Фамусов не понимают его. «…Зачем ума
искать и ездить так далеко?» — недоумевает Софья. « .. .Франт-приятель;
объявлен мотом, сорванцом», — говорит о Чацком Фамусов.
Сцена спора героев начинается с того, что Чацкий замечает
какое-то недовольство Фамусова: «Вы что-то не веселы стали;
Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?» Фамусов раздраженно отвечает,
что он уже не молод для веселья. Вопросы Чацкого о Софье еще
больше злят Фамусова, и он прямо спрашивает гостя: «Обрыскал
свет; не хочешь ли жениться?» Рассеянный от любви Чацкий довольно
комично отвечает отцу любимой девушки: «А вам на что?»
Видимо, Чацкого волнуют чувства Софьи, а не житейский вопрос
женитьбы. Фамусов, напротив, мыслит практично и начинает поучать
«сорванца»:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.
С этого момента разговор отца невесты и вероятного жениха
перерастает в идейный спор и комедия приобретает социальное звучание.
Чацкий объясняет причину своей отставки: «Служить бы рад,
прислуживаться тошно». Фамусов разражается большим монологом
о нелепой гордости современной молодежи и приводит в пример
поведение покойного Максима Петровича, сделавшего завидную карьеру
при дворе. Служивший в золотые времена Екатерины II, Максим
Петрович сумел шутовскими падениями на пол рассмешить государыню
и приобрел ее расположение. Чацкий иронично замечает,
что нынешний свет «поглупел» и никто уже не пытается добиться
успеха грубой лестью или шутовством:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…
Фамусов приходит в ужас. В речах Чацкого он улавливает революционные
нотки. «Карбонари», «опасный человек», и он еще хотел
жениться на Софье! Чацкий говорит о том, что современная молодежь
ведет себя с достоинством, а Фамусову слышится в этом отрицание
порядка: «Он вольность хочет проповедать!» Свободный образ
жизни, за который выступает Чацкий, кажется Фамусову чем-то
преступным: «Да он властей не признает!» Возникает комический
эффект: испуг Фамусова не соответствует спокойным словам Чацкого.
Сцена спора завершается тем, что Фамусов в негодовании
затыкает уши, хотя Чацкий уже закончил свою речь.
Теперь Чацкий для Фамусова не просто «сорванец», а идейный
противник, посягающий на главные жизненные принципы всего
общества и даже на основы государственного устройства. В дальнейших
сценах конфликт героев усилится, получит большее идейно-
историческое обоснование и закономерно разрешится окончательным
разрывом. Все общество единодушно признает Чацкого сумасшедшим
и оттолкнет его от себя. Чацкий покинет Москву с разбитым
сердцем, но полный решимости отстаивать прогрессивные идеалы.
Главное значение сцены спора Чацкого и Фамусова заключается
в том, что в ней зарождается и определяется социальный конфликт
между героями.