Вы находитесь: Главная страница> Лесков Николай> Способы выражения авторского сознания в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Сочинение на тему «Способы выражения авторского сознания в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»»

«Очарованного странника» Лескова следует рассматривать как повесть — исповедь. Это глубоко пристрастное повествование Ивана Северьяновича Флягина о перипетиях своей

судьбы. Основу его рассказа составляют не истории, приключившиеся в жизни героя, а оценка им случившегося и его чувства, состояние его души. Духовный мир человека выдвинут Лесковым на передний план, несмотря на то, что событийный план составляет видимый костяк произведения.

Герой — рассказчик Флягин раскрывается в реальной жизни и в жизни воображаемой. В его наивном сознании создалась модель жизненного поведения, по законам которой он и поступает, как только получает малейшую свободу. Мир воображаемый, по которому томится душа Ивана Северьяныча, воплощён в сказочных видениях. В конце повести намечается смыкание этих миров. Читатель чувствует, что Иван Северьяныч готов начать свою жизнь с самого начала, на новом уровне. Принцип новой жизни ( «толцытеся» и «оплчайтеся» ) окончательно усвоены Флягиным.

Автору важно, чтобы Флягину и во Флягина поверили. Если это произойдёт, то родится вера в русский национальный характер. Вот почему оживляется рассказчик Флягин лишь в тот момент, когда слушатели заинтересовались душевным состоянием его во время пребывания на чужбине. При исповеди давно пережитое состояние вновь оживает, увлечённость Флягина гаснет, темп рассказа замедляется, слушатели вынуждены задавать вопросы, которые способствуют развитию событийного плана. Почувствовав заинтересованность слушателей, Флягин меняет темп и тон повествования. Диалог сменяется развёрнутым монологом. Чередование диалога и монолога идейно и композиционно обусловлено. Вопросы слушателей к рассказчику стимулируют повествование, следовательно, слушатели участвуют в реализации авторской идеи. Жанр исповеди потребовал не только исповедующегося героя, но и слушателей. Не случайно и повествователь, наряду с другими персонажами, является слушателем.

Лесков максимально расширяет аудиторию слушателей, как бы вовлекая в диалог с рассказчиком и читателя. Доминирующее слово рассказчика в «Очарованном страннике», таким образом, необходимо автору и как звено, через которое осуществляется связь с читателем. Выстраивается цепочка носителей речи и сознания: автор, повествователь, герой — рассказчик, слушатели, читатель. Заметим, что сознание слушателей и читателя связаны. Рассказчик своим словом объединяет слушателей, т. е. воздействует на их сознание. Читатель , многими нитями втянутый в число слушателей, также испытывает влияние рассказчика. Рождается новый герой — обобщённый слушатель.