Общим эстетическим и поэтическим идеалом в творчестве Блока и Есенина является Россия. Оба они шли к этому образу разными путями и по-разному интерпретировали его.
Эстетический идеал раннего Блока был связан с философскими принципами символистов и концепцией Владимира Соловьева. Это образ вечной женственности, соединивший в себе гармонию и нравственную чистоту мира. Он является основным для раннего творчества поэта («Стихи о Прекрасной Даме»). Резкое вторжение реальности в поэтический мир автора во второй книге стихов затуманивает его идеал. Проникновение хаоса разрушает чистое восприятие действительности. Искания приводят Блока к духовному успокоению, которое отразилось в цикле «Снежная маска». Процесс потери и обретения идеала был изложен Блоком в статье «О современном состоянии русского символизма». Основным поэтическим примером этого периода творчества поэта являются «Стихи о Прекрасной Даме». В третьей книге, куда Александр Александрович поместил стихи о Родине, все три понятия синтезируются в обобщенном образе России. На это указывают многочисленные обращения к Родине: «О, Русь моя! Жена моя!..» («На поле Куликовом»). Используется слияние образа Родины с образом матери («Коршун»). Русь у Блока может представать в фольклорно-мистической форме.
В стихотворении «Русь» дебри, колдуны, журавли, болота представляют собой в совокупности таинственно-не- познаваемую, но изначально чистую Русь. Часто в конкретно-историческом образе подчеркивается единство прошлого, настоящего и будущего России. Таков цикл «На поле Куликовом». В нем Русь — и символическая жена поэта, что подчеркивает единство его личной судьбы с судьбой Родины, и святая (ангел-хранитель в женском образе), спасающая русский народ и Европу:
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Иногда Россия — это идеал вечной женственности, как бы слитой с природой.
Воспринимая свою Родину с восторженным романтизмом, Блок указывает и на то, что он знает ее реальные болезни. Отрицательные стороны он выписывает в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…». Это духовная глухота, лицемерие, циничный прагматизм. В стихотворении «Осенний день» он называет страну «нищей». В стихотворении «Скифы» Александр Александрович видит в России положительный идеал, символ надежды Европы и Азии:
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас —
Монголов и Европы!
По мнению поэта, именно России принадлежит ключевая роль в формировании будущего планеты. Именно она призвана выполнить великую объединяющую функцию.
Для Есенина патриархальная Россия — это тот идеал, в котором более всего выразился национальный дух. Созданные им образы не так абстрактны, как у Блока. У Есенина синтезированы понятия большой и малой родины. Через небольшую рязанскую деревеньку он познает «шестую часть земли с названьем кратким «Русь». Фантастический образ мужицкого рая в поэме «Инония» реализуется во вполне конкретной картине деревенской избы с дедом поэта. Понятие, России раскрывается автором посредством пейзажей. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная, мы читаем:
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Русская природа у Есенина не только одухотворяется, но и обожествляется. Поэтому в ранних стихах много религиозной лексики. Природа в его поэзии связана и с женскими образами.
В послереволюционной лирике Есенина резко меняется тональность. Она полна тревог и сомнений. Поэт не может смотреть спокойно на разрушение быта и уклада деревни, забвение нравственных традиций, постепенное вытравливание из сердца крестьянина чувства хозяина. В наступлении города на деревню Сергей Александрович чувствует постепенное уничтожение природы и духовности. Ему кажется, что железные гости безжалостно вытес-
няют с дорогой ему земли все живое. Неоднократно, впав в отчаяние, Есенин пытался внушить себе, что теперь так нужно. Эти попытки выразились в стихотворениях «О Русь, взмахни крылами…» и «Неуютная жидкая лун- ность…» Его истинное отношение к происходящему выразилось в поэме «Сорокоуст», где показано наступление города на деревню и его страшные последствия. Необратимость случившегося видна в символическом образе жеребенка, которого обгоняет стальной поезд.
В «Песне о хлебе» мирный процесс жатвы приобретает в разоренной деревне зловещий характер.
Наступление бездуховной цивилизации глубоко враждебно поэту. Это четко выражено в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…», где лирический герой отождествляется с волком, загнанным в угол. Волк понимается здесь как часть страдающей природы. О своих тревогах Есенин говорит в горьких стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая». Поэт остро ощущает свое одиночество и то, что «край милый стал уже не тот». В «Черном человеке» констатируется крушение идеалов и жизни.
Блок и Есенин — два принципиально разных поэта, но каждый из них глубоко патриотичен.