Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Ахматовой по праву стоит в одном ряду с произведениями таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет. По своей глубине и философской насыщенности она принадлежит к высшим достижениям русской литературы XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова создала свой собственный, ни на что не похожий лирический мир.
Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» является одним из самых ярких примеров философской лирики Ахматовой. Стихотворение по своей идее во многом перекликается со стихотворением «Я научилась просто, мудро жить…», «Слаб голос мой, но воля не слабеет…» и другими произведениями поэтессы, в которых ощущается влияние Пушкинской эстетики и его гуманистического мировоззрения. Чувствование мира Ахматовой столь же гуманистично и близко природе, как и у великого русского поэта. Хотя нельзя не отметить, что конкретно в этом стихотворении у нее возникает несколько иная, собственная тональность, впрочем, при сохранении общего «пушкинского» подхода.
Естественность и красота того, что происходит вокруг, является для Пушкина своеобразным мерилом духовности человека. Понимание и принятие законов природы и принятие их в качестве высшего арбитра в оценке человеческой жизни — основной постулат Пушкина. У Ахматовой также сравниваются два мироощущения: в основу которого положена любовь-страсть и другое — в фундаменте которого находится любовь к миру как Божьему творению. Любовь-страсть преходяща и одновременно губительна
для человека. Она лишает его сил, радости жизни, способности ощущать бытие, красоту Божьего творения. Истинная любовь доступна лишь немногим. Основная же масса людей живет страстями и расхожими представлениями об этом чувстве.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Любовь-страсть порождает целый вихрь других страстей: страдание, ревность, ненависть. И вырваться из этого порочного круга очень непросто.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Такая любовь в представлении Ахматовой не является настоящей — это своего рода суррогат, который людям заменяет истинные чувства, потому что истинная любовь — это трудный путь, это постоянное совершенствование, удел духовно развитых личностей. В стихотворении это достигается при помощи приема антитезы.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Мотив избранничества, возникающий в последних строках, во многом созвучен пушкинскому «Пророку», в котором избранника Бог наделяет особыми органами чувств, с помощью которых он может видеть, слышать, чувствовать больше и глубже обычных людей. Однако на этот мотив тут же наслаивается другой — мотив гонимого пророка, идущий уже не только от Пушкина, но и от Лермонтова. Для обывателей пророк представляется странным, не понятным, человеком, который говорит не слишком приятные вещи, берет на себя смелость учить их жизни. С их точки зрения он определенно «болен».
Однако несмотря на осознание своего «избранничества», лирическая героиня Ахматовой не отделяет себя от остальных людей, между ними нет резко очерченной границы (как, например, у Лермонтова). Она и сама была подвержена страстям, сама точно так же страдала и мучилась. А на то, что «иным открывается тайна», она «наткнулась случайно». Таким образом, избранничество у Ахматовой это своего рода нечаянный дар, которым Бог наделяет героиню по воле судьбы.
Итак, стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» является ярким примером философской лирики Ахматовой. Усваивая традиции русской поэтической школы (в особенности через поэтический мир Пушкина), Ахматова развивает их, насыщает свои стихи психологизмом, придает им особую, доверительную интонацию. Она вносит новые краски в мотив избранничества, придавая образу пророка непривычные черты.
Творчество А. Ахматовой оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Во многом под ее влиянием сформировалось мастерство таких поэтов, как М. Цветаева, И. Бродский и многих других.