Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Анна Андреевна Ахматова творила в первой половине XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30-х годов, военные годы.
Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир.
В годы лишений и бед в творчестве Ахматовой начинает во весь голос звучать гражданская тема, тема родины. Автор сумел услышать и передать в стихах чувства простых людей и свою причастность к ним. Гражданские мотивы органично входят в ее творчество, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии (воспринятом от Пушкина). Поэзия не только сладкий дар песнопенья, но и «веление небес», тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были.
Характернейшим примером может служить стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». Произведение было написано в 1917 году, в год, когда рухнула тысячелетняя империя, когда революционное лихолетье обрушилось на страну.
Изначально стихотворение начиналось не теми строками, которые позже вошли в основные публикации. Первое четверостишие звучало следующим образом:
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал,
Мне голос был. Он звал утешно…
В этом варианте трагизм ситуации заявлен уже в самом начале. Налицо не только кризис личностный («тоска самоубийства»), но и кризис общенациональный, духовный («дух суровый византийства от русской Церкви отлетал»).
Кроме того, стихотворение имеет специфическую структуру. Оно строится как монолог, сопровождаемый авторскими ремарками. Такая форма, напоминающая отрывок из пьесы, тесно связана с внутренним драматизмом стиха. Ахматова упоминает об услышанном откуда-то со стороны голосе. Голос прельщает ее соблазнами, обещает спокойную, благостную жизнь в чужом краю. Если обратиться к библейским аналогиям, то «голос» напоминает искушение дьявола, обращенное к испытуемому. Он называет Россию «краем глухим и грешным», говорит о том, что здесь постоянно льется кровь («Я кровь от рук твоих отмою»), обещает заглушить муки совести («Из сердца выну черный стыд»).
Ответ лирического героя на «искушение» заключен во второй части стихотворения и начинается с решительного «но». Героиня и слышать не хочет ничего из того, что прозвучало из дьявольских уст. Эту речь она называет «недостойной» и не хочет осквернить свой «скорбный дух» соблазном. Героиня не произносит громких фраз, она не собирается никого клеймить. Она упоминает лишь о своем красноречивом жесте: «Руками я замкнула слух». И делает это «равнодушно и спокойно», чем выражается не только сила в противостоянии соблазну, но и то достоинство, с которым это делается.
Для придания сказанному особого веса Ахматова использует возвышенный стиль, употребляя архаические слова и выражения (церковнославянизмы): «мне голос был», «выну черный стыд», «скорбный дух», «замкнула слух». Одновременно они отсылают и к пушкинскому «Пророку», где эта лексика также употреблена.
Итак, стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» является ярким примером гражданской лирики Ахматовой. Главный смысл этого произведения состоит в утверждении преданности родине, верности России в ее нелегкий час. Кроме того, Ахматова в нем приходит к синтезу лирического и гражданского начала, к философии, в которой на первом месте стоит чувство единения своей личной судьбы с судьбой народа.
Творчество Ахматовой, соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции поэзии XIX века, стало одним из вершинных достижений русской литературы XX века.