Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Многим» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Многим» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Ахматовой по праву стоит в одном ряду с произведениями таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова создала свой собственный, ни на что не похожий лирический мир.
Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Стихотворение «Многим» является одним из самых ярких примеров философской и одновременно гражданской лирики Ахматовой. Стихотворение по своей идее во многом перекликается со стихотворением «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» и другими произведениями, в которых присутствует тема «пророка» (воспринятая от Пушкина), мотив избранности.
Большинство стихов Ахматовой написаны под непосредственным влиянием пушкинской эстетики, его гуманистического мировоззрения. Чувствование мира Ахматовой, ее гражданская позиция столь же гуманистичны и по глубинной своей сути народны, как и у великого русского поэта. Хотя нельзя не отметить, что конкретно в этом стихотворении у нее возникает несколько иная, собственная тональность, впрочем, при сохранении общего «пушкинского» подхода.
Мотив избранничества, возникающий с самых первых строк, причем звучит он в полную силу:
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица.
Стихотворение во многом созвучно пушкинскому «Пророку», в котором избранника Бог наделяет особыми органами чувств, с помощью которых он может видеть, слышать, чувствовать больше и глубже обычных людей. Однако если пушкинского пророка мы видим лишь в начале пути («виждь и внемли»), то у Ахматовой он обретает свой голос. Мало того, он имеет силу и право говорить от имени народа, с которым неразрывно связан:
Напрасных крыл напрасны трепетанья, —
Ведь все равно я с вами до конца.
Далее возникает и мотив гонимого пророка, идущий уже не только от Пушкина, но и от Лермонтова. Для обывателей пророк представляется странным, непонятным, человеком, который говорит не слишком приятные вещи, берет на себя смелость учить их жизни.
Однако у Ахматовой данная тема переосмысливается, причем в совершенно неожиданном, даже можно сказать, парадоксальном ключе. Она преодолевает горечь и внутреннее недовольство миром из-за того, что ее не понимают. Она воспринимает это как неотъемлемую часть своей миссии, как испытания, которые ей посылает судьба, дабы не ослабел ее дух.
Именно поэтому трагедию своей семьи (арест и расстрел мужа, Н. С. Гумилева) Ахматова также воспринимает как проявление все той же избранности.
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей…
Тем не менее, избранник — это человек. Лирическая героиня Ахматовой не отделяет себя от остальных людей, между ними нет резко очерченной границы (как, например, у Лермонтова). У поэта есть свои слабости, свои человеческие желания, повседневная жизнь. Подобного рода двойственность проявляется в стихотворении во вполне конкретном образе:
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться…
Поверив в избранность пророка, решив, что он и вправду обладает сверхчеловеческими возможностями, люди перестают видеть в нем в то же время обыкновенного человека, считаться с его слабостями и несовершенством, столь свойственным человеческой природе.
Вот отчего вы даже не спросили
Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
Груз избранничества оказывается невыносимо тяжел. Как говорил Пушкин устами Бориса Годунова в своей бессмертной трагедии: «Да, тяжела ты, шапка Мономаха!»
Именно в этом смысле следует понимать последнюю строку стихотворения:
Так я хочу теперь — забытой быть.
В стихотворении удивительным образом как бы переплелись два начала, два голоса. Первый — это голос Божьего избранника, пророка, в котором звучит мотив гражданственности, верности идеалам служения добра и справедливости. Второй голос — это голос обыкновенного человека, слабой женщины. Этот голос несет с собой лирическую интонацию, мотив страдания. Эти скрыто противопоставленные друг другу два голоса сливаются в один мощный, неповторимый аккорд, который делает данное стихотворение одним из самых сильных по своей выразительности не только в творчестве Ахматовой, но и во всей русской поэзии.
Итак, стихотворение «Многим» является ярким примером слиянности в творчестве Ахматовой философского, гражданского и лирического начал. Усваивая традиции русской поэтической школы (в особенности через поэтический мир Пушкина), Ахматова развивает их, насыщает свои стихи психологизмом, придает им особую, доверительную интонацию. Она вносит непривычные краски в мотив избранничества, придавая образу пророка новые, чисто человеческие черты.
Творчество А. Ахматовой оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Во многом под ее влиянием сформировалось мастерство таких поэтов, как М. Цветаева, И. Бродский и многих других.