Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Ахматовой — одно из вершинных достижений русской литературы XX века. Уходя своими корнями в век XIX и являясь продолжателем традиций А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, она создала свой собственный, ни на что не похожий лирический мир.
Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту…» является своеобразным манифестом Ахматовой, отражающим ее взгляды на предназначение поэта и поэзии.
И в структуре стихотворения, и в идеях, в нем заложенных, ощущается прямое влияние Пушкина и его «Пророка».
Подобно тому, как у пушкинского поэта-пророка меняют зрение, слух, а вместо сердца помещают «угль», чтобы «глаголом жечь сердца людей», так у Ахматовой потеря поэтом высшего дара сравнивается с потерей основных чувств для актера, живописца:
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье,
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Для передачи своей мысли Ахматова использует развернутое сравнение, которое воскрешает в памяти поэзию Возрождения — сонеты Шекспира и Петрарки. Это «возрожденческое» ощущение себя в мире воспринято ею было, несомненно, от Пушкина.
Дар поэта — отдавать себя без остатка людям, в этом состоит его пророческая миссия, его основная цель.
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.
Божий дар выше самого поэта, выше его желаний и самой жизни. Он призван вести к свету остальных людей, пребывающих во мраке духовного невежества. В последнем четверостишии содержится отсылка уже к лермонтовским мотивам, в которых гонимый поэт («Поэт») являет собой пример отъединенное™ от общего бытия, полусумасшедшего, всеми презираемого человека. Однако трагизм ситуации разрешается Ахматовой в пользу пушкинского «глаголом жечь сердца людей», несмотря на лермонтовский мотив отверженности «пророка в своем отечестве». В результате в ткань стихотворения входит мотив жертвенности, утверждения высшего торжества духа над косной реальностью, над судом современников и поношением толпы.
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
В строке, говорящей о том, что поэт «осужден» «расточать, а не копить», также чувствуется пушкинское понимание предназначения поэта и поэзии. Ахматовой близко «моцартианское» начало — творящее от избытка жизненных сил. Ей чужды рационализм Сальери (хотя многие и упрекали Ахматову в чрезмерной рассудочности), она отвергает философию скупого рыцаря, наслаждающегося своим богатством в заветном подвале (или в башне «из слоновой кости», как символисты). Ее поэзия, несмотря на высочайший лиризм, изначально обращена к людям, с которыми она чувствует неразрывную связь. Именно это во многом явилось залогом того, что позднее в творчестве Ахматовой в полный голос зазвучит тема родины, появятся нежные признания в любви «сладостной земле». Именно поэтому она сумела услышать и передать в стихах чувства народа и свою причастность к ним.
Итак, восприняв лучшие традиции, идущие от Фета, Тютчева, Лермонтова и в особенности от Пушкина, Ахматова смогла создать свой уникальный лирический мир, основанный на осознании высокого предназначения литературы и великой миссии поэта на земле.
Лирика Ахматовой была и остается одним из лучших образцов поэзии XX века. Она учит искренности, умению жить «в полную силу», любви и способности ради этой любви преодолевать любые удары судьбы.