Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Приморский сонет» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Приморский сонет» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Ахматовой — одно из самых замечательных явлений в русской поэзии XX века. Ее стихи по праву стоит в одном ряду с произведениями таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова создала свой собственный образный мир.
Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, напол-
ненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Стихотворение «Приморский сонет» было написано в 1958 году, то есть это одно из поздних произведений Ахматовой. Оно относится к философской лирике Ахматовой и как бы венчает собой целый ряд поэтических произведений, в которых она пытается ответить на вопрос о предназначении человека на земле и его месте в этом мире. Как и в других стихотворениях, в «Приморском сонете» ощущается органическая связь с Пушкиным, с его гуманистическим взглядом на мир. Как и пушкинский лирический герой, Ахматова благословляет бытие, которое является творением Божьим и оттого прекрасно. Размышления о конечности человеческой жизни и бренности земного существования не вызывают у нее отторжения или негодования, потому что, благословляя бытие, она тем самым благословляет и собственную смерть. Так в мире заведено: человек должен прожить все «четыре времени года», в каждом из них почерпнув что-то свое, новое, почувствовать себя неразрывной частью этого большого мира, обрести в сердце своем Бога.
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
Мысли о бренности бытия не вызывают негодования или отторжения. Ахматовой чужда романтическая экзальтация, излишняя драматизация ситуации. Самое главное, что мир, которым она любуется, будет так же существовать и после нее.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
Красота мира, разлитая в нем любовь настолько очаровывают и успокаивают душу, что все явления бытия, в том числе и смерть, воспринимаются лирической героиней Ахматовой спокойно, совсем по-пушкински.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Человек должен уходить с благодарностью к этому миру, унося с собой лучшие воспоминания: царскосельский пруд, в котором для Ахматовой воспоминания о юности слились с образом боготворимого ею Пушкина, аллею, вешний воздух.
Стихотворение написано в форме сонета («французского» — два четверостишия и два трехстишия), и эта форма своей строгостью и в определенном смысле консервативностью показывает, во-первых, простоту и вместе с тем величественность чувств и мыслей, которые человек выносит из прожитой жизни, а во-вторых, указывает на преемственность поколений — всех тех, кто при помощи этой формы (начиная с Шекспира и Петрарки) изливал свои самые сокровенные мысли.
Итак, стихотворение «Приморский сонет» является характерным примером философской лирики Ахматовой. Подводя своеобразный итог творческого пути поэтессы, он поднимает вечные проблемы, обращается к самым сокровенным темам, волнующим человечество. Устанавливая органичную связь со всей предшествующей литературой (от Пушкина, Лермонтова и поэтов-символистов до Шекспира и Петрарки), Ахматова одновременно перекидывает мостик в будущее, посылая свое благословение и будущим поколениям, которые придут после нее.
Творчество Ахматовой, соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции и достижения «серебряного века», приобрело ту многогранность и ту эмоциональную убедительность, которые прославили имя Ахматовой во всем мире.