Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Сероглазый король» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Сероглазый король» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой традиционной теме.
Как еще отмечал Б. Эйхенбаум, для ахматовской лирики характерна «романность», каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман. Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, не завершены и походили не столько на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями раньше. Нередко стихи Ахматовой походят на беглую запись в дневнике.
Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества. Во многих ее произведениях также обыгрываются фольклорные мотивы — отношение к народному творчеству, также во многом почерпнутое из пушкинского наследия.
Стихотворение «Сероглазый король» является ярким примером любовной лирики Ахматовой, а также использования ею в своем творчестве фольклорных традиций. Конкретно в данном стихотворении нашла выражение песенно-балладная традиция.
Стихотворение невелико по объему и большая часть заложенного в нем сюжета остается за его пределами. Но вместе с тем вся драма подразумевается, просто она передается отдельными штрихами, полунамеками. Перед нами классический любовный треугольник: лирическая героиня Ахматовой замужем, но у нее есть возлюбленный («сероглазый король»), известие о трагической смерти которого ей приносит муж. У героини есть тайна — ее дочь рождена не от мужа, а от погибшего любовника.
Внутренняя структура стихотворения построена на контрастах: безысходная боль утраты и воспоминание о счастье с возлюбленным, героически-мифологический ореол вокруг «сероглазого короля» и нарочито приземленный облик мужа:
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
В стихотворении возникает также образ «королевы», жены погибшего короля.
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!…
За ночь одну она стала седой».
Здесь отчетливо противопоставляется открытое страдание жены и тайное лирической героини Ахматовой. Пережить горе, ничем не обнаруживая своих чувств, гораздо труднее. Соответственно, если королева поседела, то внутренняя трагедия лирической героини еще громад- ней. Таким образом, противопоставление здесь служит усилению, гиперболизации чувств героини.
В стихотворении содержится и еще одно противопоставление. После первого же прочтения становится очевидно, что лирическая героиня отнюдь не является образцом нравственности. Она обманывает мужа, жену своего возлюбленного, у нее ребенок от любовника. Это — с точки зрения общепринятой морали. Однако у лирической героини иная система ценностей. Ее любовь настолько сильна, что она ради нее жертвует всем — моралью, условностями, представлениями о верности, семье и браке и т. п. Она утверждает главенство любви в иерархии ценностей и свое право жертвовать ради нее всем остальным. Таким образом, в стихотворении подспудно противопоставляются две системы ценностей: общепринятая и система ценностей лирической героини, утверждающей абсолютное главенство любви.
Язык стихотворения с точки зрения изобразительных средств нарочито обеднен. Это должно подчеркнуть боль утраты, величину горя, безрадостность дальнейшего существования лирической героини. Вместе с тем, данный прием углубляет психологизм произведения, силу его воздействия на читателя.
Итак, стихотворение «Сероглазый король» является не только типичным и ярким примером любовной лирики Ахматовой с ее «романностью», «недоговоренностью» и «дневниковостью», но и примером глубокого проникновения в психологию лирического героя, необычайно сильного воздействия на читателя.
По силе воздействия, виртуозному владению стихом, умению создать свой собственный поэтический мир Ахматова, безусловно является одним из самых выдающихся поэтов во всей русской литературе.