Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Творчество А. Ахматовой признано одним из самых ярких достижений русской литературы XX века. Охватывая более полувека, оно вобрало в себя множество тем, отразило и лирически осмыслило тот путь, который прошла страна за это время. Вместе с тем стихи Ахматовой являются органичной частью литературного процесса, развивают те идеи и образы, которые мы встречаем в стихах ее великих предшественников. Уходя своими корнями в век XIX и являясь продолжателем традиций А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, Ахматова создала свой собственный, ни на что не похожий лирический мир.
Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Пушкинская тема вообще занимает в ее творчестве особое место. С одной стороны, Пушкин для нее великий поэт, наставник, из которого она черпает свое вдохновение, учится гуманистическому, открытому отношению к миру, «моцартианскому» ощущению бытия. С другой — это еще и человек, со своими слабостями, непростой судьбой и трагической смертью. Многие стихи Ахматовой обращены к Пушкину, его жизнь и творчество так или иначе являются для них темой. Если же говорить о пушкинском духе, его радостном, «возрожденческом» мировоззрении, вере в гуманистические идеалы и благословенность мира, то все творчество Ахматовой пронизано этим духом, даже те произведения, которые тематически к Пушкину не относятся.
Одним из стихотворений, которые связаны с пушкинской темой в творчестве Ахматовой, является стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…». Стихотворение входит в цикл «В царском селе», который посвящен великому поэту. Название цикла не случайно. Дело в том, что Ахматова провела свои юные годы в Царском Селе, где все было связано с именем Пушкина. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Ахматова испытала на себе сильное влияние всего, что так или иначе было связано с именем великого поэта.
По тематике стихотворение относится к лицейским годам Пушкина, к тому времени, когда он еще только начинал свой путь в литературе. Перед нами возникает образ «смуглого отрока», который «бродил по аллеям» и «у озерных грустил берегов». Это обычный человек, с такими же, как и у других, чувствами, характерными для отрочества — поры мечтаний и надежд. Треуголка оказывается забыта на пне среди сосен, здесь же лежит «растрепанный том Парни». И, тем не менее, оказывается, что «столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов». Это противопоставление во многом соотносится со знаменитым ахматовским «О, если б знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Поэт, в понимании Ахматовой (и Пушкина) — не тот, кто ставит себя выше других людей, это не исключительная, демоническая личность (как у романтиков, к которым сам Пушкин относился скептически и постоянно высмеивал их поэтические образы и приемы). Это человек. Но это человек, которому суждено больше, чем другим, почувствовать и осознать. И он делится с людьми своим знанием от избытка душевных сил, любви к миру, а вовсе не из стремления возвыситься над всякой «тварью дрожащей». Юноша, который забывает на пне свою треуголку и не слишком аккуратен при чтении книг, чересчур человечен и не имеет ничего общего с поэтами-романти- ками байронического толка или с поборниками чистого искусства (которых Пушкин и Ахматова не слишком любили). Поэтический дар делает обычного человека совершенно иным, способным преодолевать пространство и время (тема пушкинского пророка). Кроме того, в стихотворении чувствуется мотив преемственности — лирический герой Ахматовой как бы принимает пушкинскую эстафету, он ощущает неразрывную связь с великим поэтом, причем поэтом-отроком, у которого вся его слава, все величие еще впереди. Именно в этом пункте происходит отождествление лирического героя Ахматовой и образа Пушкина.
Итак, в стихотворении ощущается не только тематическая связь с великим русским поэтом. Ахматова воспринимает пушкинский гуманизм, его способ видеть мир и чувствовать людей. Это и ее понимание предназначения поэта и поэзии, воспринятое от Пушкина и ставшее органичной частью ее поэтического мира.
Творчество А. Ахматовой, продолжая лучшие традиции русской поэтической школы, явилось новым этапом в развитии стихотворного творчества, оказавшим большое влияние на тех, кто шел следом за ней.