Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Ахматовой — одно из вершинных достижений русской литературы XX века. По своей глубине и философской насыщенности она по праву стоит в одном ряду с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета. Уходя своими корнями в век XIX и являясь продолжателем лучших традиций русской поэтической школы, Ахматова создала свой собственный, ни на что не похожий лирический мир.
Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» является одним из самых ярких примеров философской лирики Ахматовой. В нем с особой силой ощущается влияние А. С. Пушкина. Чувствование мира Ахматовой столь же гуманистично и близко природе, как и у великого русского поэта. Естественность и красота того, что происходит вокруг, является для Пушкина своеобразным мерилом духовности человека. Понимание и принятие законов природы и принятие их в качестве высшего арбитра в оценке человеческой жизни — основной постулат Пушкина. У Ахматовой мы видим сходные по общему ощущению строки:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу…
Только природа, бытие дает человеку силы, является для него источником неисчерпаемой энергии. И именно этот избыток жизненных сил (по-моцартиански, как у Пушкина) становится источником поэтических вдохновений.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Жизнь прекрасна, несмотря на то, что она «тленна». Смерть воспринимается как органичная часть бытия, составляющая часть всеобщего круговорота мироздания. Благословить мироздание, несмотря на то, что в нем есть смерть и страдание, — в этом призвание поэта-гуманиста. Следуя заветам Пушкина, лирический герой Ахматовой принимает все, что дает жизнь, с благодарностью и радостью.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Перед этой всеобъемлющей любовью, разлитой в мироздании, перед этим «всечувствованием» меркнет любовь женщины к мужчине. Лирический герой Ахматовой как бы перерастает рамки личных чувств, выходит за пределы любовных взаимоотношений, приобретая способность, подобно пушкинскому пророку, видеть и чувствовать то, что не видно обычным людям («виждь и внемли, исполнись волею моей»).
Образная структура стихотворения нарочито приземлена. Оно насыщено прозаизмами — «крыша», «крик аиста», «лопухи», «камыши». Однако это вполне логично вытекает из первых двух строчек:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу…
Дальнейшее стихотворение как бы раскрывает их конкретное значение, их «осуществление» в реальной жизни.
Итак, стихотворение является ярким примером философской лирики Ахматовой. Усваивая традиции русской поэтической школы (в особенности через поэтический мир Пушкина), Ахматова развивает их, насыщает свои стихи психологизмом, придает им особую, доверительную интонацию.
Творчество А. Ахматовой оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Во многом под ее влиянием сформировалось мастерство таких поэтов, как М. Цветаева, И. Бродский и многих других.