Вы находитесь: Главная страница> Ахматова Анна> Стихотворение А.А. Ахматовой «Жарко веет ветер душный...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.А. Ахматовой «Жарко веет ветер душный…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика Ахматовой является одним из самых значительных достижений русской литературы XX века. Впитав в себя лучшие качества поэтической традиции, идущей от Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Ахматова выработала свой собственный поэтический язык, воплотила в стихах свое собственное видение мира.
Уже с первых сборников поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.
Для ее ранних стихов характерны также яркость изображаемого мира, непосредственность восприятия, «им- прессионистичность» описаний.
Характерным примером подобной «импрессионистической» поэзии может служить стихотворение «Жарко веет ветер душный…». Диапазон ахматовского восприятия мира в нем поистине удивителен.
Стихотворение начинается с конкретной характеристики времени года, картины южного безоблачного неба:
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло…
С самого начала выражение «свод воздушный» заявляет об ощущении поэтом окружающего пространства как некого храма с его огромным куполом. Здесь нет ничего наносного, никаких «архитектурных излишеств». Во второй строфе на смену осязанию («солнце руки обожгло»), пространственным и цветовым представлениям приходят ощущения обонятельные:
Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе…
За ними приходят снова образы зрительно-пространственные:
На стволе корявой ели
Муравьиное шоссе…
Читатель отчетливо видит форму изогнутого дерева, протяженность муравьиной дорожки на нем. В третьей строфе опять оживают цветовые представления:
Пруд лениво серебрится….
Красочность и богатство окружающего мира усиливаются. Одновременно обогащается и предметный мир стихотворения: в него вводится вещественно-конкретный образ «пестрой сетки гамака».
Тема сна, заявленная в конце, имеет важную смысловую нагрузку. Она идет сразу после яркого, пышного описания реального мира и формулируется как вопрос:
Кто сегодня мне приснится
В пестрой сетке гамака?
Из этого следует, что в мире Ахматовой сон — это не дверь в потусторонний мир, не способ проникновения в ирреальность, как у символистов, а отражение реальной жизни, живой отклик души поэта на конкретный впечатления, события. Характерно и то, что присниться должен «кто», а не «что», то есть содержится некий намек на некого неведомого (возможно, пока даже самой лирической героине) возлюбленного. И дело не в том, что присниться должен какой-то конкретный человек, но «кто-то», поскольку душа подготовлена к прекрасному и светлому чувству всей красотой окружающего мира, той любовью, которая разлита в нем. Как не вспомнить тут пушкинскую Татьяну («Онаждала… кого-нибудь»), или знаменитые пушкинские строки из стихотворения «На холмах Грузии…»:
И сердце вновь горит и любит от того,
Что не любить оно не может.
Стихотворение насыщено эпитетами, развернутыми сравнениями, олицетворениями, которые усиливают жизнерадостность, яркость картины. Написано оно легким и быстрым четырехстопным хореем, что также усиливает общее впечатление.
Итак, стихотворение Ахматовой изображает мир звучащий и красочный, имеющий свои определенные очертания, формы, запахи и даже вес. В стихотворении во многом отразились новые эстетические принципы акмеизма: восприятие мира «в его неразрывной вещности», «очищенным от культурно-исторических ассоциаций», попытка возвратить предметам «их первоначальное, не символическое значение». Кроме того, в нем ощущается сильное «пушкинское» начало, неразрывная связь с предшествующей поэтической традицией.
По силе воздействия, виртуозному владению стихом, умению создать свой собственный поэтический мир Ахматова, безусловно является одним из самых выдающихся поэтов во всей русской литературе.