А. Блок — поэт, прочно связанный с глубинными пластами русской национальной культуры. Органично и с необычайной полнотой вобрал он традиции отечественной поэзии, начиная с ее древнерусской поры, включая В. Жуковского, М. Лермонтова, А. Фета, Н. Некрасова, А. Григорьева, Ф. Тютчева, Я. Полонского, и кон-
чая В. Соловьевым. Блок усвоил все лучшие достижения русского искусства, приняв эстафету его гуманизма и высочайшей духовности.
Стихотворение «Фабрика» принято считать одним из самых ранних произведений Блока, имеющих социальную подоплеку. Это стихотворение — разговор автора с самим собой, его размышления.
Внешне оно напоминает зарисовку, набросок с натуры. Это достигается при помощи фраз типа «в соседнем доме окна жолты», «и глухо заперты ворота», благодаря которым у читателя как бы возникает эффект присутствия.
Образ лирического героя Блока воплощен в словах «я вижу все с моей вершины», а также в отношении к происходящему. «Вершина» — это, безусловно, вдохновение поэта. В эти моменты ему дано увидеть и почувствовать больше, чем обычным людям, прозреть суть вещей. Обыденная картина, которая была отнюдь не диковинной в то время (завод и ведущие на его территорию ворота), в поэтическом мире Блока осмысливается совершенно по- новому, вырастая до уровня символа, вмещающего в себя всю социальную организацию общества.
В стихотворении появляется ирреальный образ «кого- то недвижного», «черного», кто «людей считает в тишине». Бесчеловечность, антигуманистичность этого образа подчеркивается тем, что он людей именно «считает». Люди для него не личности, не создания Божьи, но человеко- единицы, бездушные предметы. Темный персонаж не назван конкретно, так как является обобщенным образом власти, подавления человеческой воли, достоинства, порабощения с целью наживы. Это подтверждается тем, что люди, пользующиеся «дивидендами» от обмана других людей, скрываются за «жолтыми окнами». Большую часть работы по обману простых людей производит государственная машина. Именно это подтверждают и строки:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
«Медный голос» — это голос труб, фанфар, под которые раньше объявлялись указы — одним словом, голос власти.
Стихотворение насыщено образами-символами, олицетворяющими эпитетами («задумчивые болты»). Поэт широко пользуется приемом метонимии («измученные спины»), использует символику цвета (черный — зло; «жолтый» — написанный через «о», мертвенный, но в то же время олицетворяющий богатство, сытость).
Примечательно у Блока значение символа «жолтый» (через «о»). Дело в том, что в нем присутствует смысловой пласт, связанный с идеями панмонголизма, весьма популярными в среде символистов и идущими еще от философии В. С. Соловьева. Символисты, и в том числе Блок, восприняли идею Ф. Ницше о постепенном вырождении европейской цивилизации и ее неизбежном крушении под ударами диких орд, в которых сохранились жизненные силы (дионисиевское начало). Дикие племена сметут растленную цивилизацию, и история начнется сначала — до тех пор, пока у новой цивилизации снова не иссякнет внутренняя сила и ее опять не сметут дикие орды. Символисты и другие «декаденты» жили в ожидании краха цивилизации, многие из них считали, что орды придут с востока (напр., В. Соловьев, а также и сам Блок, выразивший это в своей поэме «Скифы»).
Таким образом, «желтизна» в стихотворении «Фабрика» становится своеобразным символом скорого конца цивилизации, ярчайшим проявлением ее упадка и окончательного разложения. Это своего рода отблеск скорой смерти — в окнах, где пока царит веселье. Цивилизация, потерявшая духовность и внутреннюю, ирреальную по своей сути, жизненную силу, ставшая слишком рациональной, регламентированной, низведшей человека на уровень бездушной единицы, обречена на гибель. «Желтизна» в таком контексте присутствует у многих символистов (например, в стихах В. Соловьева, у А. Белого в его романе «Петербург»),
Итак, стихотворение «Фабрика» является не только характерным примером произведения А. Блока, насыщенного социальным содержанием, но и образцом символистского осмысления мира и истории — в непосредственной связи и неделимом единстве настоящего, прошлого и будущего.
Творчество А. Блока, самого яркого поэта из плеяды символистов, было новым этапом в развитии русской поэзии и повлияло на всю русскую литературу XX века.