Творчество А. Блока с необычайной полнотой вобрало в себя традиции русской поэзии, начиная с В. Жуковского, М. Лермонтова и заканчивая А. Фетом, А. Григорьевым, В. Соловьевым. Блок усвоил все лучшие достижения русского искусства, воплотив в своем творчестве свою эпоху — эпоху великого перелома, пришедшегося на рубеж веков.
Едва ли не самое знаменитое стихотворение Блока «Незнакомка» было написано в 1906 году и явилось отражением тех идей, которые владели поэтом в то время.
Этот этап — второй в творческой эволюции Блока, последовавший за периодом Прекрасной Дамы. Светлый недостижимый идеал (каким в более ранних стихах был образ Прекрасной Дамы) сделался более реальным. Точнее будет сказать, что в ранних стихах реальность вообще Бло-
ка мало интересовала. Он воспевал мир своей мечты. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального — низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала.
Одним из ярчайших примеров стихотворений такого плана и является знаменитая «Незнакомка».
Мир «прекрасной незнакомки», которая нисходит до простых смертных, противостоит в стихотворении миру пошлой обыденности. Стихотворение отчетливо делится на две части, наглядно отражая принцип двоемирия. В первой части поэт дает описание реальной, пошлой и удушливой действительности, при этом в картинах повседневного быта проскальзывают саркастические нотки.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух…
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Примечательно, что весна в «Незнакомке» — не символ жизни. Весна, скорее, пропитана духом тления и разложения. Образ прекрасной незнакомки появляется во второй части произведения. Образ практически во всем условный, за исключением описания внешности дамы. Автор сравнивает незнакомку со сном. Через все стихотворение проходит мотив одиночества, отчуждения. Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции: реальность — сон, видение — реальность. Это подчеркивает, что сам поэт не может вырваться из мира пошлости и разлагающейся повседневности.
Вся образная структура стихотворения строится на системе контрастов. Лирическому герою резко противостоит дисгармоничный мир петербургского пригорода, «скука загородных дач», разлитая повсюду. Она ощущается в неприятных звуках (пьяных окриках, скрипе уключин, женском визге, диком крике), в уродливых картинах («кривится» даже лунный диск), мертвенности, разложении, «тлетворном духе». Это тот «страшный мир», который полностью завладеет поэтом в его следующий период творчества. У лирического героя лишь один собеседник — «друг единственный», отраженный в стакане, то есть он сам или его двойник. Но этот двойник нем, так как нем сам пьющий («смирён и оглушен»). При помощи данного контраста достигается усиление воздействия — одиночество становится абсолютным.
Трактирному, угарному миру и противостоит внезапно появляющаяся Незнакомка. Она одинока («всегда без спутников, одна…»), и в этом отношении она — душа, родственная лирическому герою. К тому же ее мироощущение, как и у лирического героя, трагично (перья на ее шляпе «траурные»), В то же время Незнакомка явно принадлежит этому «ресторанному» миру, как бы вписывается в него. Она из сна («иль это только снится мне?») и одновременно — из яви, так как медленно проходит между вполне реальными пьяными. В своем поэтическом облике героиня является как чудо, как что-то необыкновенное, редкое, исключительное. И одновременно она буднична, как этот мир. Она тонко, почти незаметно вводится в повседневность, становится принадлежностью «страшного мира».
Лирический герой поддается обаянию красоты Незнакомки, он «закован» ее «странной близостью», но он же и не принимает ее образа, скользит мимо него, смотрит сквозь него. Его идеал, очевидно, шире, он не «покрывается» образом Незнакомки, он выше его. Лирическому герою открывается иной мир, новый образ, соответствующий его идеалу («и вижу берег очарованный и очарованную даль»), С этой иной далью связана особая пленительная тайна, возникает образ очей, «синих, бездонных», принадлежащих героине другого, «дальнего» берега. Во многом это своего рода горькое воспоминание о Вечной Женственности, об утраченном идеале юности. Этот образ таинствен и туманен, он совершенно лишен плоти и осязательности. Так в стихотворении до высшего предела усиливается контраст земного и небесного, реального и мистического.
Мечта, бесплотный образ уже кажутся герою настолько недостижимыми, что в его сердце поселяется тревога: а вдруг это и не мечта даже, а просто пьяные галлюцинации? На это наслаивается признание героя, что «сокровище» лежит в глубине души. Но душевное богатство зыбко и призрачно, если лишено опоры в действительности. Оно неуловимо, исчезает, едва к нему приблизишься. Идеал Вечной Женственности оказывается неосуществим, именно поэтому пропадает в тумане и Незнакомка. Герой возвращается к страшной действительности. Пьяницы соединятся в «пьяное чудовище», которое внушает герою мысль о том, что мир мечты не существует, что это одурманенное алкоголем воображение создает видения, и что «истина в вине». Стихотворение возвращается к началу, и это лишь усиливает ощущение безвыходности, безнадежности ситуации.
Итак, стихотворение «Незнакомка» является одним из самых известных стихотворений Блока, в котором с наибольшей силой и контрастностью воплотились его представления о «страшном мире», о невозможности осуществления идеала на земле. В нем с напряжением и драматизмом представлена система «двух миров» — идеального и реального и показан трагический разлад между желаемым и действительным.
Творчество Блока явилось одним из самых заметных явлений русской литературы XX века и оказало огромное влияние на литературу последующих лет.