Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» было написано А.А. Блоком в 1907 году. Оно вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком», который был написан под влиянием увлечения поэта Наталией Николаевной Волоховой, актрисой театра В.Ф. Комиссаржевской. Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике. Основная тема его — принятие полярных сторон жизни через мечту и любовь.
Эпиграфом к своему произведению Блок взял строчки М.Ю. Лермонтова из его стихотворения «Благодарность»:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченной в пустыне…
Однако у Лермонтова мотив благодарности звучит в ироническом ключе:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Лирический герой Блока же обладает оптимистическим мировосприятием. Первая строфа передает его восторженное отношение к жизни, в которой есть «весна» и «мечта»:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
В этой строфе также возникает мотив борьбы героя с жизнью, борьбы, участвуя в которой он идет к своей мечте, заветной цели, любви («И приветствую звоном щита!»). Многообразие проявления жизни передано Блоком в полярных образах: «удача» и «неудача», «плач» и «смех», ночная бессонница и утро, «пустынные веси» и «колодцы земных городов», «простор поднебесий» и «томления рабьих трудов». Сама жизнь предстает у Блока в образе загадочной женщины:
И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
Лирический герой не может разгадать этой тайны, образ женщины здесь обретает символическое значение образа самой непредсказуемой природы. Встреча с ней требует у героя мужества, твердости духа, сил. Здесь вновь возникает мотив борьбы его с жизнью, появляется образ «щита»:
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!
Однако финал стихотворения оптимистичен. Герой испытывает целый спектр противоречивых чувств, но все они лишь открывают ему многоцветье жизни. Он принимает и радость, и «мученья»:
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!
Душевный настрой лирического героя передан восклицательной интонацией (в стихотворении 12 восклицательных предложений). Все это придает речи особую торжественность, патетичность, взволнованность.
Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается восторженным гимном жизни, в которой есть место для мечты. Затем лирический герой обозначает свою позицию через взаимодействие полярных понятий, образов. Словно пройдя мысленно через трудности, неудачи, бессонные ночи, препоны судьбы, любовь и ненависть, в финале лирический герой вновь восклицает: «Все равно: принимаю тебя!».
Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («осветленный простор», «с буйным ветром», «хмельная мечта»), риторические восклицания («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), гиперболу и эпонафору («О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!»), метафору («в заколдованной области плача»), метонимию («бессонные ночи»), анафору («Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи…»), контекстные антонимы («бессонные споры» — «утро», «осветленный простор поднебесий» — «томления рабьих трудов»). Многочисленные повторы глагола «принимаю» создают позитивный лейтмотив стихотворения: «Принимаю!», «Принимаю тебя, неудача!», «Принимаю бессонные споры…», «Принимаю пустынные веси!», «…принимаю тебя».
Таким образом, основная мысль стихотворения «О, весна без конца и без краю…» — двойственное чувство лирического героя, его любовь-ненависть к миру. Однако в конечном итоге побеждает любовь, «мечта без конца и без краю».