Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в тёмные храмы...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в тёмные храмы…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Поэтический мир ранней лирики А. А. Блока удивителен по выражению в нём устремлённости к этико-эс-тетическому идеалу — вечной женственности. Стихи о Прекрасной Даме отразили историю любви, поэтому многое в них порождено реальными жизненными событиями. Но между ними и возникающей в стихотворении ситуацией находится абстрактная символика, характерная поэтике этого автора. Стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…» (1902) является типичным образцом блоковской поэзии периода «Стихов о Прекрасной даме». В то время лирический герой стихов трагически раздвоен. Его называют космически высоким, мистически исповедальным героем. В нашем стихотворении он такой же: одинок и возвышен, взволнован и тревожен, идеален и бесплотен. Мы видим, как он входит в таинственные «тёмные храмы» навстречу с Прекрасной Дамой. Это единственное конкретное действие, которое образует лирический сюжет. Далее стихотворение строится как субъективная исповедь лирического героя. Он взволнован той ситуацией, в которую попал.

С первой же строки Александр Блок чётко задаёт эмоциональную тональность стихотворения, которая очень возвышена и романтична. Поэтическая интонация так же определена. Она мелодична, гармонична и одновременно тревожна. Важную роль в создании такого настроения играют глаголы, через которые поэт раскрывает поэтический сюжет и выражает действия своего лирического героя. Наиболее ярко эта особенность проявляется в двух начальных строфах произведения.

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной дамы
В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит озарённый,
Только образ лишь сон о ней.

Они представляют собой единое, неделимое целое. Стихотворение начинается с инверсии «вхожу я», которая выдвигает на первый план действие лирического субъекта. А. А. Блок как будто передаёт его нервный взволнованный характер, тем самым, противопоставляя поэтической ситуации, идеальный образ. Вторая строка продолжает настроение первой. Определение «бедный обряд» выражает бессилие лирического героя перед ожидаемым появлением прекрасной дамы, её идеальной сущностью. В третьей строке вновь повторяется инверсия — «там жду я», а так же впервые называется имя той, чей образ взволновал лирического героя. Это таинственное, чарующее имя — Прекрасная Дама. В жизни сердца, в любви, великой, как мир, и священной как религия, лирический герой ищет высокого и значительного смысла жизни. В каждой строке чувствуется стремление к идеальному, желание в реальных вещах угадать тайны мироздания и страх потерять связь с высоким миром. Мир Прекрасной Дамы, вечной женственности, гармонической сущности жизни оказывается ожидаемым и желанным.

Во второй строфе действия лирического героя достигают своей кульминации. Поэт показывает нарастание взволнованности его героя, динамику эмоционального состояния, выражающегося через действия. Благодаря односоставному предложению без подлежащего: «дрожу от скрипа дверей», Блок акцентирует внимание читателя на действии.

После кульминации, которая ставит точку в изображении действий лирического героя и ситуации, начинается исповедь на тему явления Прекрасной Дамы. Неземная, возвышенная, «Вечная Жена» для лирического героя — таинственный идеал, уводящий его из реального мира, от земных противоречий. Неслучайно в третьей строфе мы видим «улыбки сказки и сны», которые ассоциируются у лирического героя с образом Прекрасной Дамы. Заключительные строфы начинаются с междометия «О», такой приём их композиционно объединяет. Таким образом, мы можем сделать вывод, что стихотворение имеет двучастную форму с кульминацией в финале произведения.

Созерцание любимого образа лирическим героем сменяется его исповедью. Третья строфа — это тоже субъективное повествование от первого лица, но здесь главным является не передача действий, а раскрытие чувств и переживаний. Если вначале мы следим за движением самого лирического героя, то затем перед нами раскрывается движение его души. Первое восклицание передаёт сильное смятение лирического героя и его преклонение перед Прекрасной Дамой:

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены.

Однако уже две следующие строки снимают напряжение. Они звучат магически напевно и благозвучно.

Четвёртая строфа вновь начинается восклицанием» которое вновь напоминает читателю о трагическом состоянии лирического героя. Его голос становится увереннее при обращении к Прекрасной Даме:

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!

В конце стихотворения лирический герой обретает веру в Прекрасную Даму и некоторую уверенность в самом себе. Благодаря напевному предпоследнему стиху, последние строки стихотворения звучат не только более спокойно, но и более гармонично:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю Милая — Ты.

Традиционная для стихотворения инверсия основы предложения снимается поэтом. В результате заостряется внимание не на действии лирического героя, а на самом его образе. На протяжении всего произведения образ лирического героя и его Прекрасной Дамы противопоставлялись друг другу. В финале Блок пытается снять образное противопоставление, сохраняя при этом символическую недосказанность и смысловую открытость. Насколько просты и нежны слова лирического героя, обращённые к любимому образу его сердца! Для того чтобы как можно ярче выразить чувство восхищения и благоговения героя, поэт пишет их с заглавной буквы. Этим он ещё раз подчёркивает нечто таинственное, высокое, божественное в образе Прекрасной Дамы. «Святая», «Милая», «Величавая» — эпитеты придают стихотворению особую, ни с чем не сравнимую торжественность и звучание.

Такого эффекта поэт достигает и благодаря размеру, которым написано стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…». Дольник придаёт произведению взволнованный, даже диссонансный строй. Таким образом Блок акцентирует наиболее важные слова и словосочетания. Стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы…» характерны чередование прерывистой и напевной интонации, взволнованность и ритмический перебой. В этом стихотворении сложно указать один силлабо-тонический размер. Например, первая строка близка по ритмике к ямбу, вторая — к анапесту, третья — к амфибрахию. Кажется, будто используя дольник, Блок стремится передать «ритмы эпохи». В стилевом отношении созданию высокой поэтической тональности всего стихотворения способствует отвлечённая лексика: «Прекрасная Дама», «озарённый образ», «Величавая Вечная Жена», «сны», а так л^е религиозные образы и детали: «тёмные храмы», «бедный обряд», «мерцанье красных лампад», «ласковые свечи», «ризы».

Так анализ одного стихотворения, стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…», помогает читателю глубоко постичь философию поэта, а также его художественное восприятие. Весь блоковский талант воплощается в одном произведении, в малом концентрируется неизмеримо великое. По-моему, важно не просто вчитаться в строки этого стихотворения, важно попытаться проникнуть в необычайный, загадочный мир души лирического героя, представить его внутреннюю жизнь сквозь призму данной поэтической ситуации.