У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его «сверхидея», жизненное кредо и нравственный устав
Для Пушкина это «Пророк», а для Твардовского — «…завет», где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы »даже Льву Толстому’.
Талант Твардовского сформировался и окреп на войне. Не зря же он написал о пронзительной минуте прощания:
В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.
В конце пути, з далекой стоооне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с меотвыми прощаются живые.
Да, в каждой новой песне, в каждом стихотворении поз г так или иначе касался темы памяти павшим. Именно перед ними он нес ответственность за любую фальшь своего творчества, именно им посвятил лучшие свои оаботы.
Несомненно, что не все -стихи Твардовского нравились власть имущим. О войне, как и о многом другом в те времена «диктатуры пролетариата», не принято было говорить открыто и честно. Но поэт не умеет лгать. Не умеет и не вправе, так как он в долгу у своих соратников, выживших и павших в кровавые годы Отечественной. Поэт — не бог, он «пишь смертный’, но ответственность из-за этого не уменьшается. Он обязан рассказать, о том что он действительно знает, возможно «лучше всех на свете», рассказать так, как он сам хочет, а не как советуют апологи лдавой пропаганды. Бой, в котооый до сих пер иде~ его главный герой Василий Теркин, продолжается и в мирное время. И суть «завета» неизменна.