Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Стихотворение Ф.И. Тютчева «Близнецы» (восприятие, толкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Ф.И. Тютчева «Близнецы» (восприятие, толкование, оценка)»

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Близнецы» было написано Ф.И. Тютчевым в начале 50-х годов. Впервые опубликовано — в 1886 году. В 1857 году поэт по памяти вписал это произведение в альбом Н.В. Гербеля, поэта и переводчика. Текст этой редакции отличался от традиционной и, по мнению исследователей, явно уступал ей в художественном отношении. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — лирический фрагмент, стиль — романтический. Основная тема — трагическая окраска лучших человеческих чувств, соседство любви и смерти.

Стихотворение развивает идею полярности и дуализма мира, прочно занявшую свое место в художественном мире Тютчева. В первой строфе поэт утверждает родство двух явлений — Сна и Смерти:

Есть близнецы — для земнородных
Два божества, — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Характерно, что сравнение здесь не является абсолютным: кротость и угрюмость присущи обоим этим явлениям, то есть они очень близки. Вместе с тем, они и далеки друг от друга. Это не двойники, они не повторяют друг друга, а скорее спорят. Один женского рода, другой мужского. Каждый имеет свое значение. Хоть они и совпадают, они же и враждуют.

Во второй строфе поэт обращается к другой «чете», отмечая ее обаянье для людских сердец. И в этом смысле вторая строфа как будто противопоставлена первой. Это подчеркнуто и союзом «но», стоящим вначале:

Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца…

Эти стихи уже звучат иначе. Здесь мы слышим страстное утверждение губительной красоты и обаянья этой четы.

Но затем это противопоставление снимается. В третьей строфе поэт называет союз Любви и Самоубийства «кровным, не случайным». Так, мы вновь возвращаемся к первой строфе, вспоминая о кровном родстве («брат с сестрою»). И здесь уже поэт сближает первую и вторую пару:

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

Тайна эта — в самой крепости этого союза, в их кровных, нерасторжимых узах. Тайна эта — неразрешима. Именно поэтому она так привлекательна для людских сердец.

Четвертая строфа является кульминационной в развитии этой темы. Поэт уже не скрывает своего восторга этой четой, своей упоенности. Эти чувства подчеркнуты восклицательной интонацией и напряженным синтаксическим строем строфы, представляющей собой одно сложное предложение:

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Здесь явно звучат романтические мотивы, мы вновь вспомним пушкинские строки:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья.

Самоубийство и Любовь влекут к себе и ум, и чувства человека. Как точно замечает Я.О. Зунделович, «если чета эта прежде всего берет в плен человеческие сердца, то воздействует она… и на разум, увлекая его очарованием неразрешенной тайны: все существо человека оказывается вовлеченным в губительный водоворот, где и разум, и чувства одинаково становятся игрушкой. Так утверждает Тютчев роковую слитность интеллектуального и эмоционального в миги, когда человек охвачен «избытком ощущений»»[99 — Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 57.].

Композиционно произведение делится на две части. Первая часть — обозначение первой четы — Смерти и Сна. Вторая часть — характеристика и анализ неразрывного союза Самоубийства и Любви.

Стихотворение написано катренами, рифмовка — перекрестная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («в роковые дни»), сравнение («Как брат с сестрою дивно сходных…»), антитезу («Когда кипит и стынет кровь»), анафору («И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней»).

Стихотворение «Близнецы» отражает мироощущение Тютчева. Переживание поэтом любви мы должны рассматривать в контексте его общего мироощущения. Любовь для него — это всегда трагедия, гибель, «поединок роковой», «когда кипит и стынет кровь». Общее ощущение двойственности, полярности мира пронизывает у Тютчева и это чувство, прекрасное и страшное одновременно.