Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Поэзию Ф. И. Тютчева принято называть философской. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. В каждый данный момент он ощущает не только своё ограниченное временем, пространством существование, но и всемирную, божественную жизнь природы вообще. Поэт уверен, что рационалистическое мышление не может проникнуть в тайны мироздания и душевной жизни человека, что эти тайны могут быть открыты непосредственному чувству и созерцанию.

Лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» живёт по таким законам: он вслушивается в движение своей души и природы. В явлениях окруясающего мира герой ищет отклик на свои переживания. Это неудивительно, ведь жизнь природы так напоминает человеческую судьбу своими переменами и волнениями. Кажется, будто некая таинственная стихия управляет вечным движением мира. В стихотворении она воплощается в волнении моря. Лирического героя восхищают те моменты жизни природы, когда с наибольшей выразительностью проявляются стихийные силы.

Стихотворение является выразительным обращением лирического героя к морской стихии. Его проницательный взгляд направлен на движение и блеск моря. Образ свободной стихии создаётся поэтом с помощью ощущений двух порядков: звуковых и световых:

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном.

Лирический герой находится наедине с тревожным морем. Но это не пугает, а завораживает его. Огромная сила таится в морской пучине. Поэт использует эпитет «великий» для создания ощущения мощи и гордой торжественности моря. Вольная стихия рисуется поэтом на фоне ночи. «В лунном сиянии» море оживает. Лирический герои видит в нем душу и, покоренный этим, хочет слиться с морем воедино:

О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою.

Море живое, «ходит, и дышит, и блещет оно». Цветовые эффекты в стихотворении даны контрастно, что позволяет увидеть колористические изменения, перетекание одного цвета в другой, жизнь цветовой гаммы:

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…

Разнообразие звуков отражает главное в морской стихии — вечное движение, волнение. Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчёркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин человеческой души. Именно поэтому человек наедине с природой не чувствует страха перед ней. Для лирического героя это динамика развития собственной души. Порывы сердца, радости и огорчения, минуты тишины и взрыв эмоций — всё воплощается в движении волны. Человек и природа сливаются воедино, они живут одной жизнью. Однако из последней строфы мы понимаем, что гармоничное слияние человека и морской стихии — это лишь мечты поэта. Лирический герой стоит на берегу, а море живёт «на бесконечном, на вольном просторе». Сравнение «как во сне» передаёт преклонение человека перед величием окружающего мира.

Стихотворение навевает и грусть, и светлое чувство. Это происходит оттого, что оно отражает стремление человека к гармонии с природой и сознание невозможности этого. Теплые и нежные слова дарит поэт морской стихии. В описании ночного моря он не использует каких-то особых, высокопарных слов и выражений. Но виртуозное владение пером превращает нейтральную лексику в удивительно яркое и выразительное воплощение образа глорской стихии.

Когда читаешь это стихотворение, слова плавно льются и, словно, волны, колеблются. Секрет напевности и мягкости произведения в спокойной интонации, с. которой лирический герой рисует море. Длинный рифмованный стих четырёхстопного дактиля создаёт ощущение плавности и певучести. Стихотворение чётко разделено на строфы, что делает стихотворение стройным и дельным.

Пейзажная лирика Тютчева — это не лирика впечатлений. Её образы всегда заключают в себе глубокую обобщённую мысль. В этой связи интересен хронотоп стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…». Выбор ночного времени суток обусловлен интимностью размышлений лирического героя и его уединенностью. Ночь наталкивает человека на философские рассуждения о законах бытия, она приоткрывает завесу тайны мироздания. Природа в это время становится своеобразным мостом между человеком и Космосом. В стихотворении видимые границы пространства не обозначены. Взгляд лирического героя находится в постоянном движении: то человек всматривается вдаль, то смотрит прямо перед собой. Поэт рисует нам безграничность Вселенной. Ощущается особый космизм изображаемого. Такого эффекта Тютчев достигает, благодаря одной строке:

Чуткие звёзды глядят с высоты.

Для лирического героя они тоже олицетворены.

Какое же место занимает лирический герой в этом стихотворении, какова его позиция? Первые две строки произведения — это обращение героя к морю. Через них автор показывает близость двух миров, мира человека и природы. Но уже следующие две строки превращаются в описание моря: взгляд лирического героя на море становится отстраненным. Конец строфы вновь сближает человека и стихию, герой с новой, возрастающей интонацией обращается к морю. Третья строфа начинается с красивой перифразы, создающей впечатление значительности изображённой картины:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник празднуешь ты?

Чередование близости и чуждости человека и моря имеет волнообразный характер. Движение мысли лирического героя повторяет волнение моря, душа находится в постоянном движении.

В целом пафос стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» жизнеутверждающий. Только в действии, в борьбе— «праздник», только в слиянии с природой человек может обрести истинную свободу.