Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Поэзию Ф. И. Тютчева принято называть философской. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. В каждый данный момент он ощущает не только своё ограниченное временем, пространством существование, но и всемирную, божественную жизнь природы вообще. Поэт уверен, что рационалистическое мышление не может проникнуть в тайны мироздания и душевной жизни человека, что эти тайны могут быть открыты непосредственному чувству и созерцанию.
Лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» живёт по таким законам: он вслушивается в движение своей души и природы. В явлениях окружающего мира герой ищет отклик на свои переживания. Это неудивительно, ведь жизнь природы так напоминает человеческую судьбу своими переменами и волнениями. Кажется, будто некая таинственная стихия управляет вечным движением мира. В стихотворении она воплощается в волнении моря. Лирического героя восхищают те моменты жизни природы, когда с наибольшей выразительностью проявляются стихийные силы.
Стихотворение является выразительным обращением лирического героя к морской стихии. Его проницательный взгляд направлен на движение и блеск моря. Образ свободной стихии создаётся поэтом с помощью ощущений двух порядков: звуковых и световых:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном.
Лирический герой находится наедине с тревожным морем. Но это не пугает, а завораживает его. Огромная сила таится в морской пучине. Поэт использует эпитет «великий» для создания ощущения мощи и гордой торжественности моря. Вольная стихия рисуется поэтом на фоне ночи. «В лунном сиянии» море оживает. Лирический герой видит в нём душу и, покорённый этим, хочет слиться с морем воедино:
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою.
Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчёркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин человеческой души. Именно поэтому человек наедине с природой не чувствует страха перед ней. Для лирического героя это динамика развития собственной души. Порывы сердца, радости и огорчения, минуты тишины и взрыв эмоций — всё воплощается в движении волны. Человек и природа сливаются воедино, они живут одной жизнью. Однако из последней строфы мы понимаем, что гармоничное слияние человека и морской стихии — это лишь мечты поэта. Лирический герой стоит на берегу, а море живёт « на бесконечном, на вольном просторе ». Сравнение « как во сне » передаёт преклонение человека перед величием окружающего мира.
Стихотворение навевает и грусть, и светлое чувство. Это происходит оттого, что оно отражает стремление человека к гармонии с природой и сознание невозможности этого. Теплые и нежные слова дарит поэт морской стихии. В описании ночного моря он не использует каких-то особых, высокопарных слов и выражений. Но виртуозное владение пером превращает нейтральную лексику в удивительно яркое и выразительное воплощение образа морской стихии.
Когда читаешь это стихотворение, слова плавно льются и, словно волны, колеблются. Секрет напевности и мягкости произведения в спокойной интонации, с которой лирический герой рисует море. Длинный рифмованный стих четырёхстопного дактиля создаёт ощущение плавности и певучести. Стихотворение чётко разделено на строфы, что делает стихотворение стройным и цельным.
Какое же место занимает лирический герой в этом стихотворении, какова его позиция? Первые две строки произведения — это обращение героя к морю. Через них автор показывает близость двух миров, мира человека и природы. Но уже следующие две строки превращаются в описание моря: взгляд лирического героя на море становится отстранённым. Конец строфы вновь сближает человека и стихию, герой с новой, возрастающей интонацией обращается к морю. Третья строфа начинается с красивой перифразы, создающей впечатление значительности изображённой картины:
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник празднуешь ты?
Чередование близости и чуждости человека и моря имеет волнообразный характер. Движение мысли лирического героя повторяет волнение моря, душа находится в постоянном движении.
В целом пафос стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» жизнеутверждающий. Только в действии, в борьбе — « праздник », только в слиянии с природой человек может обрести истинную свободу.