Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Стихотворение Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (восприятие, толкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (восприятие, толкование, оценка)»

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В мае 1836 года поэт послал его И.С. Гагарину. Впервые было напечатано в журнале «Современник» в 1836 году. Затем публиковалось в «Современнике» в 1854 и в 1868 году. Известно, что это произведение Л. Н. Толстой отметил буквами «Т. Г. К!» (Тютчев. Глубина. Красота).

Стихотворение относится к философской и пейзажной лирике. Жанр его — лирический фрагмент. Основная тема — непостижимый для человеческого разума мир природы.

Первая строфа содержит риторический вопрос, обращение лирического героя к ночному ветру:

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?

Голос ночного ветра «странный», в нем слышится глухая жалоба, сетования на судьбу. Лирический герой восприимчив к этим звукам, язык их понятен его сердцу, но не разуму:

Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
То роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!

Вторая строфа начинается обращением к ветру. Чувства героя при этом противоречивы. Ночные песни ветровые страшны ему, так как разум его не в силах постичь их истинного смысла, но вместе с тем «ночная душа» его жадно «Внимает повести любимой!». Сознание его боится пробуждения «заснувших бурь», за которыми стоит мир Хаоса, но сердце — «с беспредельным жаждет слиться». Заканчивается стихотворение вновь обращением к ветру:

О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..

Как замечает Т.П. Буслакова, «в данном философском фрагменте особенно заметна такая черта художественного приема развертывания, как нарастание внутренней напряженности… Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бурю в «смертной… груди»»[95 — Буслакова Т.П. Русская литература XIX века. М., 2005, с. 161.].

Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть — это вопросы и первые, робкие, не до конца осознанные впечатления лирического героя. Вторая часть — это обращение к ветру и более отчетливый анализ собственных чувств, своего мироощущения.

Стихотворение написано восьмистишиями, размер его — четырехстопный ямб, перебиваемый пиррихием, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («неистовые звуки», «страшных песен»), метафору и олицетворение («Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой!», «Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке»), риторический вопрос, в котором присутствует аллитерация и ассонанс («О чем ты воешь, ветр ночной?..), анафору («О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?…»), инверсию («Из смертной рвется он груди»).

Таким образом, душа лирического героя стихотворения обнажается через восприятие им природы. И в этом Тютчев близок М. Ю. Лермонтову.