Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, оценка)»

Ф. И. Тютчев — явление уникальное для русской поэзии. Не сразу оцененный широкой публикой, он прочно вошел в литературу в конце XIX века, а русские символисты даже провозгласили его одним из своих «учителей».
И. С. Тургенев писал о Тютчеве: «Поэт может сказать себе, что Тютчев создал речи, которым не суждено умереть».
Одним из наиболее известных произведений поэта (не в последнюю очередь с руки символистов) является стихотворение «Silentium!».
Надо сказать, что данное стихотворение было не однозначно воспринято критикой. Во многом именно оно послужило толчком к тому, что Тютчева стали считать одним из поборников «чистого искусства», не признающим за поэтом обязанности участвовать в жизни общества. В то время, как Некрасов и другие «революционные демократы» говорили о том, что любой человек обязан быть в первую очередь гражданином («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»), Тютчев заявлял о праве человека на неприкосновенность внутреннего мира, о возможности для личности быть самодостаточной, о том, что в душе человека скрыт источник жизненных сил и вдохновения. Тютчев, не отрицая активного, преобразующего начала, в то же время призывал к созерцательности, к тому, чтобы люди развивали в себе творческий слух, чтобы они могли чувствовать природу.
Именно мостиком к подобной созерцательности и является у него молчание, которое в стихотворении «Silentium!» вырастает до уровня символа.
Не случайно и то, что в названии проставлен восклицательный знак. Он показывает, что здесь наличествует повелительное наклонение, призыв к тишине, а не констатация факта.
Тютчев призывает людей хранить молчание — «скрывать и таить» свои «чувства и мечты».
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Однако созерцательность, по Тютчеву, это не пассивное состояние, это непрерывный поиск. Это напряженное вглядывание в себя и в природу, сопоставление и приведение в гармонию этих двух начал. Основная проблема, по мнению поэта, заключена в том разрыве, который име-
ется между реальным миром, созданным Творцом, и тем представлением о мире, которое продуцирует человек. Восприятие всегда искажает реальную картину мира, поэтому поступки людей по большей части неадекватны, они еще больше разрушают ту хрупкую гармонию, которая присутствует в мире.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Мысль, оформленная в словах, — это не непосредственное чувствование происходящего, а его интерпретация сознанием, которое само находится во власти культурных, социальных, политических факторов. Это те рамки, в которых вынужден существовать человек, это то пространство, которое ему отведено для познания.
Источник жизни и вдохновения лежит в душе самого человека. Внутри сокрыт целый мир.
Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
«Наружный шум» — это как раз те влияния, которым подвержена личность. Тютчев считает, что следует прекратить оформлять в словах те ощущения, которые рождаются в глубине души. Надо положить конец тому диалогу, который человек при помощи слов постоянно ведет с миром и с самим собой.
Это во многом согласуется с учениями Востока (даосизм, буддизм), которые также призывали к тому, чтобы «очищать восприятие». Техника прекращения внутреннего монолога является не только составной частью, но и одной из важнейших ступеней учения йоги. Это, по мнению приверженцев этой техники, позволяет высвободить огромные силы, которые до того направлялись на интерпретацию полученной извне информации.
Тютчев, безусловно, не был приверженцем означенного учения, но он пришел другим путем к тем же самым выводам.
Не случайно его поэзия стала особо популярна в среде символистов на рубеже веков: известно увлечение символистов восточными доктринами, идеей внутреннего совершенствования и проникновения в трансцендентную реальность.
Итак, стихотворение Тютчева «Silentium!» является не только ярким примером эстетических воззрений поэта, оно декларирует новые философские принципы, открывает для западной цивилизации неведомые ей ранее способы интуитивного познания мира, говорит о необходимости восстановления утраченной гармонии между природой и человеком.
Творчество Тютчева явилось важнейшим этапом в развитии русской литературы. Оно открыло в ней новую страницу, стало прологом к творчеству таких поэтов, как А. Блок, А. Белый, В. Брюсов.