Последние три года, отпущенные Заболоцкому судьбой, ознаменовали новый период в его жизни и творчестве. В 1957 году его творческая активность достигла наивысшего уровня. В стихотворениях этого времени особенно наглядно проявляется, провозглашенная им ранее тройственность стихотворного процесса, и, соответственно, триединство внутренних составляющих стихотворного произведения. Мысль — Образ — Музыка — вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт.
В стихотворении «Гроза идёт», созданном именно в 1957 году, очень ярко показано это триединство. В нём особенно искусно слиты воедино образная система и мысль художника. Произведением он выражает надежду на то, что всё-таки сохранил в себе способность быть самим собой. Заболоцкий остро ощущал деформирующее воздействие и мощного пресса официальной идеологии, и постоянного чувства несвободы. Эти тяжёлые мысли, гнетущие поэта, воплощаются в стихотворении в ДЕух образах: образе кедра и лирического героя. Они оба находятся в противостоянии стихии. Во время грозы молнии раскололи кедр надвое, и теперь поэт рисует его «мёртвую крону» подпирающую небосклон. Такая же судьба постигла душевный мир лирического героя. Житейские «грозы» не раз встречали его и «огнём сжигали на лету». Трагизм поэтической ситуации состоит в противоречии личности и общества, давящего на него. В этом слышится своеобразная музыка, имеющая напряженный, тревожный мотив. Созданию такой тональности способствует особая манера поэта.
Стихотворение можно разделить на две смысловые части, которые рисуют два поэтических пространства.
Первые две строфы рисуют образ расщеплённого кедра. Пространство, занимаемое этим образом безгранично: кедр соединяет землю и небо:
Вот он — кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит и мёртвая корона
Подпирает тёмный небосклон.
Близость лирического героя и кедра определена уже в первой строке словосочетанием «у нашего балкона». Заболоцкий олицетворяет образ кедра, одушевляет его. Поэт метафорически называет сгоревшую крону «мёртвой короной», тем самым подчёркивая величие и царственность дерева.
Лирический герой говорит о страшной ране, пролегающей сквозь «живое сердце» кедра. Громы и молнии обрушились на него, но не смогли до конца сломить его мощь. Поэт вновь использует язык метафор для того, чтобы передать глубокий лиризм поэтической ситуации:
Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звёздами меня.
В третьей строфе лирический герой проводит параллель между судьбой кедра и своей собственной. Он обращается к дереву с просьбой о песне, которая, возможно, исцелит раненую душу. В этом четверостишии поэт говорит уже не о кедре, а о «дереве печали», символизирующем внутреннюю боль и страдания. Теперь в центре внимания оказывается образ лирического героя, который является выражением собственных переживаний Заболоцкого. Стоит отметить, что в стихотворении отражены переломные моменты в жизни поэта. Молнии в стихотворении «Гроза идёт» символизируют, прежде всего, ужас пережитого заключения. Наряду с этим, жизнь в СССР, ограничивающая человека в свободе слова и свободе выбора, а также семейные неурядицы «раскололи» душу поэта, как дерево во время грозы.
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.
Последняя строфа является, на мой взгляд, самой важной в идейном понимании стихотворения. Поэт задумчиво спрашивает кедр, почему, израненный молниями, он остался в живых. Жизненные невзгоды внесли в его душу болезненные противоречия: с одной стороны поэт ощущает себя разбитым, с другой — он всё ещё способен чувствовать, переживать и мыслить. Он сумел пронести сквозь все беды и ненастья любовь, желания и «песни до конца».
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца.
Удивителен стилистический приём, который использует автор в третьей и четвертой строфах. Сначала, в части сложного предложения «я, как ты, ворвался в высоту», поэт однозначно сопоставляет центральные образы стихотворения. Царственный кедр, соединяющий землю с «тёмным небосклоном», ассоциируется в сознании автора с его собственной судьбой. Он также «ворвался в высоту», но не реальную, а творческую.
В последней строфе Заболоцкий строит подобное предложение, но уже в этом контексте оно воспринимается неоднозначно. Читатель может истолковывать судьбу кедра по-разному. С одной стороны, это простое сравнение. Тогда мы не акцентируем внимание на этой строке. С другой стороны, сравнение «как ты» можно понять и в значении «в отличие от тебя», тогда получается, что кедр погиб. Заболоцкий предоставляет читателю выбор в трактовке последней строфы.
В заключение, скажем о стихотворении Н. Заболоцкого «Гроза идет» в целом. Как мне кажется, важной его особенностью является удивительная простота и непосредственность слога. Произведение невероятно легко читать и слушать, ни одну строку нельзя назвать тяжеловесной и грубой. Слова подобраны Заболоцким настолько верно, что ощущение законченности и полновесности не оставляет нас ни разу. С одной стороны, избранная поэтом структурно-образная система стихотворения не является новой, однако, с другой стороны, именно такой выбор позволяет поэту передать свои чувства и эмоции с максимальной точностью и выразительностью. Художественная откровенность оголяет внутренние противоречия автора. Наверное, поэтому в моей душе стихотворение «Гроза идет» нашло особый отклик и тем самым запомнилось на всю жизнь.