Природа, величественная и суровая, трепетная и грустная — живая, была открыта мне именно Н.А. Заболоцким. Она восхищает меня, производит такое яркое впечатление, что мне кажется, я будто перерожаюсь, оставаясь с ней наедине.
Я очень люблю стихотворение «Все, что было в душе», потому что в нем Н.А. Заболоцкий выступает против равнодушия человека, забывшего о своем родстве с природой, против того, в чьей душе «все как будто опять потерялось». После его прочтения создается ощущение хрупкости окружающего мира, где «прекрасное тело цветка» может быть разрушено грубым прикосновением, а «труба» кузнечика так и не будет услышана.
Стихотворение «Все, что было в душе» сюжетно. Картина, связанная с миром людей, проста и реальна: уставший от жизни человек с книгой «в большом переплете» лежит в траве, рассматривая схематичное изображение цветка; картина природы романтична и сказочна:
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.
Человек, находясь рядом с этим чудом, пребывает в состоянии печали и скуки, созерцает «книжную» природу, которая «черна и мертва». Ему понятен чертеж цветка, он сам почти схема. Так и хочется крикнуть: «Оглянись вокруг! Прикоснись к великой мудрости и красоте!»
Олицетворение — основное выразительное средство, использованное Н.А. Заболоцким для изображения природы. Она у поэта и есть олицетворение жизни, высшей мудрости и высшей красоты. Природа в его стихах живет, мыслит, тревожится:
И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно
проснулась…
Безумно трогательно описание образов цветка и кузнечика. Хрупкое растение имеет свое «прекрасное тело», свою «правду», оно смотрит «с удивлением», пытаясь понять «чужую премудрость», в нем есть «мысли движенье» и «усилие воли».
Метафоры в изображении цветка играют не меньшую роль, чем олицетворения, а сравнение кузнечика с «маленьким сторожем» объединяет два образа, делает законченной, почти сказочной парой. Они более важные персонажи в этом стихотворении, чем человек, потому что в них — жизнь, в нем — печаль и скука.
Герой в этом стихотворении тоже проходит определенную эволюцию: от «все как будто опять потерялось» до «сердце мое шевельнулось навстречу…». Автор обращает внимание на то, что нельзя заменить схемой живое чудо: чертеж растения не сравним с «прекрасным телом цветка». Н.А. Заболоцкий наделяет природу невидимой силой, способной расшевелить и «подобье цветка в старой книге», и холодное сердце. Человек жив, пока еще может чувствовать действие этой чудесной силы.
Природа у поэта предметна, имеет свое лицо. Отсюда большую роль в произведении играют существительные. Малый цветок становится окном в чудесный, забытый равнодушным человеком мир, а труба кузнечика способна разбудить черствую душу.
В стихах Н.А. Заболоцкий, размышляя о природе, ставит вопросы о правде, лжи, жизненной премудрости. Нужно ли знание, если человек не видит красоты вокруг? Как сохранить в душе «все, что было…»? Сердце не сможет не шевельнуться при виде окружающей его красоты, величия. Иначе человек не может называться Человеком.