Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему «Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

1. Цель написания комедии.

2. Чацкий и Фамусов.

3. Чацкий и Молчалин.

4. Любовный конфликт комедии.

5. Чацкий — победитель или побежденный?

В «Горе от ума», точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам.

В. К. Кюхельбекер «Горе от ума» является одном из самых злободневных произведений русской литературы. В начале 20-х годов XIX века в русском обществе возник конфликт между двумя противоположными лагерями русского дворянства — реакционным и передовым. Целью написания своей комедии А. С. Грибоедов ставил прежде всего раскрытие нравов современного ему общества и наметившихся в нем противоречий между «веком нынешним» и «веком минувшим». Этот конфликт он с большой художественной силой показал на примере столкновения главного героя комедии, человека передовых взглядов, Александра Андреевича Чацкого с барской Москвой, представителем которой является реакционно настроенное фамусовское общество. Эти два враждебных лагеря расходятся в своих взглядах практически по всем вопросам общественно-политического и этического характера.

Чацкий представляет собой передового человека эпохи, понимающего необходимость проведения реформ, противостоящего силам реакции и выступающего против консервативного самодержавия, чьим ярым защитником является Фамусов. Он и подобные ему крепостники, считающие вполне законным право распоряжаться людьми так, как им угодно: наказывать, продавать, ссылать на каторгу. Такие как Фамусов не признают в крепостных людях человеческого достоинства. Чацкий высказывает уважение к простым людям, называет русский народ умным, добрым. Против таких крепостников и направляет свой удар Чацкий. В знаменитом монологе «А судьи кто?» гневно обрушивается он на известного в Москве помещика-театрала, на «Нестора негодяев знатных», который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.

Несоответствие взглядов, уровня образованности,. морали ярко проявляется в речах Чацкого и представителей фамусовского общества. Чацкий

— человек просвещенный, в его пылких речах отражается глубина чувств и мыслей. Он благороден и полон стремлений к знаниям. В нем живет настоящая любовь к своему отечеству и желание служить родине. Но он «…служить бы рад, прислуживаться тошно!» Для карьериста Фамусова служба

— это прежде всего возможность получения от жизни всяческих благ и устройство своих многочисленных родственников на теплые места. Фамусову и в голову не приходит, что служба может подразумевать не только личную выгоду, но и заботу о народе и государстве.

Московский барин и ему подобные убеждены, что все «зло» в Чацком от науки и образования: «Ученье — вот чума…». Сущность конфликта комедии «Горе от ума» не только в столкновении «века нынешнего» и «века минувшего». Глубина конфликта заключена не в одном лишь противоборстве двух поколений. Ведь Молчалин и Чацкий — ровесники.

Свое лицемерие и желание услужить Молчалин проявляет не так откровенно, как Максим Петрович. Он льстит при каждом удобном случае, пытается подмаслить тех, кто может быть ему полезным. Молчалин считает, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь», так как «в чинах мы небольших». Он с детства впитал в себя заветы фамусовского общества:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Но низкопоклонничество неприемлемо для Чацкого. Сам он свободно и прямо высказывает свое мнение. Чацкого возмущают угодничество и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и принимаемые в дворянском обществе.

Он восклицает с горечью: «Молчалины блаженствуют на свете». Чацкого возмущают люди, поклоняющиеся всему иностранному, им он противопоставляет передовых людей, «кто недруг выписных лиц…». Эти люди осмеливаются «гласно объявлять» свои мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя «мечтателями, опасными».

Конфликт героя со средой распространяется на его любовные отношения. Любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее, непосредственное. Однако Чацкий не идеален, это живой человек со своими недостатками. Убитый горем, он может быть запальчив и несправедлив.

Кто же такая Софья? Она молода и неопытна, но уже успела воспринять мысли и устои среды, ее воспитавшей. Когда Софья пускает слух о сумасшествии Чацкого, он попадает на подготовленную почву и с молниеносной быстротой распространяется в фамусовском обществе. И это общество единым фронтом встает против Чацкого, почувствовав в нем идейного врага.

После того как Чацкий узнает о роли Софьи в распространении клеветы, к нему приходит прозрение.

Он произносит свои последние обличительные слова, не щадя ни фамусовское общество, ни себя, ни Софью. Столкновение с обществом завершается разрывом намечающихся любовных отношений. Оба конфликта исчерпаны.

Старый мир еще силен, ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого нельзя воспринимать как его поражение.

По моему мнению, Чацкий является победителем, борющимся с укоренившимися устоями барской среды и не идущим на уступки реакционному фа-мусовскому обществу. «Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: “Один в поле не воин”, — писал о нем А. А. Гончаров. — Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва». Непреходящая, на мой взгляд, ценность комедии «Горе от ума» в том, что в любом обществе всегда будут находиться передовые люди, смыслом жизни которых станет борьба с отжившим, устаревшим и косным. И именно в их речах будет слышен тон и смысл речей Чацкого.

Создание комедии «Горе от ума» было непримиримым протестом против «гнусной расейской действительности» (В. Г. Белинский). Носителем протеста и является в комедии умный, благородный и страстный Чацкий.