Ну бал! Ну Фамусов!
Умел гостей назвать!
А. С. Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов в комедии «Горе от ума» показал галерею образов русских характеров, на долгие десятилетия ставших хрестоматийными, узнаваемыми. Остается удивляться и восхищаться таланту и предвидению автора, показавшему типичных представителей правящего класса, но это и «вечные типы», так как являются носителями людских пороков, не искорененных до сих пор.
Ярко, осязаемо, жизненно и правдиво обрисованы грибоедовские герои в сцене бала. Здесь они в своей среде, ведут себя естественно, поэтому так красноречивы их пороки, очевидны для всех, кроме них самих.
Это общество единодушно в гонении на просвещение; при любых переменах, они предвидят изменения в собственном благополучии и потому единодушно отвергают.
Нет, в Петербурге институт
Педа-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и в безверьи
Профессоры!! — У них учился наш родня,
И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает, и даже от меня!
Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.
Князь Федор, мой племянник.
Скалозуб сообщает радостную небылицу:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий:
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.
Они уже привыкли и притерпелись в тех обстоятельствах, в которых живут, любые изменения видятся им катастрофой, оттого эти люди так цепляются за старые привычки, «порядки». Они признают правыми только себя, поэтому говорят весомо, не принимая возражений, любое инакомыслие готовы объявить крамолой. Легко и единодушно признают Чацкого сумасшедшим. Еще бы! Он говорит то, что им не хочется слушать, он видит их недостатки и не боится назвать, не признает авторитетов, не преклоняется перед «заслугами стариков». К тому же он не богат — это главный его «порок» в их глазах.
…с ним говорить опасно.
Давно бы запереть пора,
Послушать, так его мизинец
Умнее всех, и даже князь — Петра!
Я думаю, он просто якобинец,
Ваш Чацкий!!! Едемте…
Эти люди смешны и зловещи в своем неприятии нового. От страха они теряют остаток здравого смысла, если он у них и был. Плетут такие фантазии, что не смешно становится, а грустно.
С ума сошел! Прошу покорно!
Да невзначай! Да как проворно!
Ты, Софья, слышала?..
…
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
В сцене бала автор показал «обычный круг» московского «высшего общества», их разговоры, пристрастия, помыслы и мечты.
Грибоедов собрал «разом всех» да и посмеялся над их пороками. Но зловещ его смех, невесело на душе от него, и чем дальше, тем больше, потому что оказалось, что не так-то просто искоренить их недостатки; скорее исчезнет, «перевернется мир», чем изменятся они. Легче уйти от них, чем переделать. Но они не просто существуют, а активно влияют на жизнь и оттого особенно вредны для государства, как ржавчина, которая разъедает даже хороший металл.
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых.
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…