Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Судьба русского казачества глазами М.А. Шолохова (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Сочинение на тему «Судьба русского казачества глазами М.А. Шолохова (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)»

Никто меня не убедит, что между культурными слоями и простонародьем возможна гармония. Извечная непримиримая ненависть низов к верхам у казаков выражалась двояко: они были принижены в силу своей малообразованности перед культурными слоями, а, с другой стороны, закон поднимал казаков выше «иногородних» мужиков. То есть казаки были на своем уровне привилегированным сословием.
Отсюда у них развилось двойственность сознания. Сжечь и разграбить панскую усадьбу — это одно, а подвергнуться разграблению со стороны иногородней голоты — это совсем другое. Революция уничтожала все сословные привилегии. «Принимать или не принимать новый «демократический» уклад?» — такой вопрос ставила история перед Григорием Мелеховым в те смутные годы. И он, этот вопрос, занимает главное место в эпопее Михаила Александровича Шолохова о донском казачестве.
Но перед автором, казаком по рождению и сыном предпринимателя по воспитанию, а также убежденным сторонником большевиков, стоял свой вопрос, тоже поставленный историей: могут ли казаки, «заблудшие» в сословных предрассудках, стать полезными и равноправными участниками социалистического созидания, на которых делали ставку большевики в пропаганде своей идеологии? Вот почему проблема Григория Мелехова должна решаться с позиций: «Кто не с нами, тот против нас!» Чтобы стать большевиком или советским человеком, нужно забыть о своем родовом казачестве. Однако Шолохов не пошел по пути вульгаризаторской идеологии. Ведь не просто революция случилась в стране, а шла глубинная проверка человеческих качеств и коренная ломка тысячелетних традиций. По сути, та самая дерусификация, которую начал еще Петр Великий.
Старорусские традиции складывались исподволь и определялись не только сословными привилегиями, православным воспитание, но и условиями труда, укладом семьи, где большая роль принадлежит женщине, взаимоотношениями с природой, годовым земледельческим кругом. Это — с одной стороны, а вот с другой стороны — казак бунтарь и революционер по природе. Казаки в народных волнениях в истории нашей страны выступали на стороне разрушителей сложившегося правопорядка.
Поэтому значительная часть казачества стала соучастницей первого преступления — истребления лучших представителей народа (офицерство, священство, профессура), когда казаки выступили на стороне революции, проявляя при этом беспощадность и жестокость. Второе преступление — карательные операции против большевиков и простонародья, когда казачество влилось в белое движение. Не было социальной группы, более запятнавшей себя пролитием братской крови, чем казаки. И ненавидели их поэтому как бедные мужики, так и богатые помещики.
Но вместе с тем еще оставались незыблемыми православные устои. Шолохов показывает акты великой гуманности в среде казачества. Пожилая казачка спасает обреченного на смерть и притворившегося сумасшедшим красноармейца. Семья Мелеховых решительно осуждает Митьку Коршунова, зверски расправившегося с матерью и сестрой Кошевого. Осуждает и Кошевого, заживо спалившего деда Гришаку. Сам Григорий Мелехов, в пылу боя зарубивший орудийный расчет головорезов-матросов, узнав, что Ивана Алексеевича Котлярова белые отдали на растерзание озлобленным станичникам, спешит на выручку, а потом избивает пьяную Дарью, получившую от белых властей деньги за убийство коммуниста.
Извечная борьба в душе человека двух начал — темного и светлого, божественного и дьявольского — проступает в этих эпизодах. Но истоки всеобщего озверения не в порочной душе, а в порочных условиях жизни, преступной политике большевиков и в вырождении дворянских устоев царской России. В братоубийственной резне не бывает правых и виноватых. Но Шолохов любит казаков и принимает казачество таким, какое оно есть, со всей его двойственностью. Казак — воин и труженик в одном лице. Автор по-своему хочет помочь казачеству вписаться в новую советскую жизнь, чтобы спасти хотя бы малую малость от былого казачьего благородства.
Для этого в первую очередь нужно избавиться от «казацкой повадки». С едкой иронией и даже сарказмом пишет Шолохов о хранителях реакционных казачьих уставов. Вот мы впервые попадаем в горницу Мирона Григорьевича Коршунова, богатого казака, строго соблюдающего «казацкую повадку», верного принципу «В старину было нам любо… к старине лепиться». И тут мы подмечаем едкий сарказм Шолохова — праздничный стол накрыт новой клеенкой, с которой важно глядят покойники цари и царицы, красуются августейшие девицы в белых шляпках и обсиженный мухами государь Николай Александрович. Вскоре лицо государя исчезает под опрокинутой водочной бутылкой, а мундир густо заплеван огуречными семечками.
Образ заплеванного государя — бытовой гротеск, одновременно направленный и против последнего из Романовых, и против застойного, реакционного быта, психологии, традиций, на страже которых стоят Коршуновы, Листницкие. Кстати, большинство казацкой молодежи, сверстники Григория Мелехова, уже довольно скептически относятся к самодержавию, с которым их предки воевали сотни лет. (Об этических нормах самого писателя в молодости ярче всего свидетельствует эпизод из раннего рассказа, когда похмельный комсомолец сморкается в рясу сидящего рядом попа. Нравственные устои «комсы» Шолохов исповедовал со всей страстностью строителя «нового мира».)
Еще более тонко развенчивает автор романтику служения царю и отечеству, а также героику казацкой службы, которой паны Листницкие окружили милые их сердцу традиции казацкой вольницы и лихости. Одним мимолетным росчерком пера Шолохов обрисовывает психологию казачества: «Меж туч казаковал молодой желтоу- сый месяц». Именно такой виделась луна молодому пану Листниц- кому, перед тем как он отправился «утешать» убитую горем Аксинью. Он только что слушал «бесхитростные рассказы» деда Сашки «о былой привольной жизни на Дону». И вот вообразивший себя молодым казаком Листницкий идет к «жалмерке» Аксинье. В старину казаки в своих налетах видели в женщине лишь объект вожделения и купли-продажи. «Романтика» обернулась трагедией, тяжко отразившейся на судьбах Аксиньи и Григория, разбив их судьбы до самой гибели Натальи. А ведь такой же подбоченившийся молодой месяц видит и Григорий перед сближением с Аксиньей, связавшим их преступной, но неодолимой горькой любовью на всю жизнь.
Предательство Аксиньи и затем ее насильственная гибель в конце романа подсознательно олицетворяет гибель казачества. Ведь, по вековой традиции, основой казачьего бытования была женщина и мать. Именно на плечах казачки держались хутора, поселки и станицы. Ведь большую часть времени казак проводил в походах. Ослепительно черное солнце, встающее над Григорием — «зрак дьявола», приговор русскому казачеству за вероотступничество и предательство национальных интересов.