Вы находитесь: Главная страница> Шукшин Василий> Судьба русского крестьянства в рассказах В. М. Шукшина

Сочинение на тему «Судьба русского крестьянства в рассказах В. М. Шукшина»

1. Сельские мотивы в жизни и творчестве Шукшина.

2. Самобытные герои шукшинской прозы.

3. Комическое и трагическое в «деревенских» рассказах.

4. Земля — поэтически многозначительный образ творчества Шукшина.

Современная деревенская проза по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Тема нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни волнуют читателя. Жанр деревенской прозы в современной литературе освещается различными писателями, ведущее место среди которых занимают Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Василий Макарович Шукшин («Сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю») и др.

Творчество Василия Марковича Шукшина занимает особое место в ряду писателей — «деревенщиков». Трудно найти другого автора, который с таким мастерством использовал бы народную речь, с такой искренностью бы почитал малую родину. Творческие труды Шукшина привлекали и будут привлекать сотни тысяч читателей как среди соотечественников, так и за рубежом.

Сам Василий Макарович признавался в том, что его интересовала одна тема: судьбы русского крестьянства. И на этом поприще Шукшин достиг высоких результатов. Ему удалось задеть читателя за живое, пробиться в его душу. Все усилия Шукши-на-творца были направлены к тому, чтобы достучаться до чужих сердец: «Искусство — так сказать, чтобы тебя поняли».

Многое для будущего писателя дала его малая родина — село Сростки Алтайского края. Здесь Шукшин научился ценить землю, труд сельского жителя на этой земле, стал понимать суровую прозу сельской жизни. Здесь он распознавал «острейшие схлесты и конфликты», от которых зарождались широкие размышления над проблемами современного общества. «Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми», — писал Шукшин. Личность Шукшина, его жизненный путь, творчество — везде присутствует самобытный характер народа, его нравственное наследие и условия его бытия в эпоху 40 — 70-х годов. Творческий герой Шукшина оказался новым словом в литературе, отчего был незнаком и непонятен читателю. Это не «красивые герои» соцреализма, правильные, трудолюбивые, сильные и смелые. Личности в рассказах Шукшина поражают непосредственностью действия, логической непредсказуемостью поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Вот что говорил по этому поводу сам автор: «Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».

Образы, созданные писателем, импульсивны и крайне естественны. Поступки их продиктованы внутренними нравственными понятиями, непринятием унижения человека человеком. Реакция на зависимое положение приобретает самые различные формы, что приводит порою к непредсказуемым результатам. Так, переживания по поводу измены жены приводят Серегу Безменова, к тому, что он отрубил себе два пальца («Беспалый»). Герой Шукшина не могут терпеть оскорблений, унижений, обиды. Он не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, пробиваться сквозь стену равнодушия. И в результате схватится за молоток или уйдет из больницы, как это сделал Ванька Тепляшин («Кляуза»). Сам Шукшин может сказать: «Тут надо сразу бить табуреткой по голове — единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо» («Боря»). Это чисто «шукшинская» коллизия, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они — это они. А негодяю так просто выйти сухим из воды. Потому конфликты героев Шукшина часто оказываются драматическими для них. Поверхностный взгляд на рассказы Шукшина может привести к мнению, что его произведения — комические, «шутейные», овеянные «благодушной бесконфликтностью». На самом же деле сюжетные ситуации рассказов Шукшина имеют глубокий смысл и острые конфликты. В то время, как разворачивается сюжет, перед читателем могут меняться комедийные положения на драматические, а в драматическом обнаруживаться комические нотки. Необычные, исключительные обстоятельства зачастую развиваются до такой степени, что перерастают в катастрофу, которая резко поворачивает привычный ход жизни героев, а порою и ломает ее.

Осмысление русского национального характера, изменения его на протяжений многих веков, а особенно связанные с бурными переменами XX века — яркая особенность творчества Шукшина. Особое место в его произведениях занимает обращение к земле и земледельцу. Земля — это еще один, пожалуй, самый главный герой рассказов Шукшина. Дом родной, пашня, степь, Родина, мать-сыра земля так важны для автора Образ земли-Родины, огромной, широкой пространственно и эмоционально, становится центральным местом всего творчества Шукшина: основных перипетий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.

Стремление Шукшина к «неслыханной простоте», своеобразной обнаженности является традиционным для русской литературы. Тут собственно уже не искусство, а выход за его пределы, когда расширяется значение художественного слова до неограниченных пределов, когда душа кричит о своей боли. Основная задача искусства — учить добру. Для Шукшина самым дорогим богатством являлась способность чистого человеческого сердца к добру. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил он. И всем своим творчеством Василий Маркович Шукшин претворял эту идею в жизнь.