Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Судьба человека и смысл его жизни по роману И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"

Сочинение на тему «Судьба человека и смысл его жизни по роману И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»»

На что душа рождена,
того бог и дал.

Кирша Данилов. «Песнь о князе Репнине»

Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» впервые был напечатан в журнале «Современник» в 1859 году. На черновой рукописи пометка: «Дворянское гнездо». Повесть Ивана Тургенева. Задумана в начале 1856 года; долго очень не принимался за нее, все вертел ее в голове, начал вырабатывать ее летом 1858 года в Спасском. Кончена в понедельник, 27 октября 1858 года в Спасском». По окончании романа Тургенев приехал из Спасского в Петербург, и там состоялось чтение «Дворянского гнезда» в дружеском кругу литераторов. Чтение длилось два вечера и прошло с необыкновенным подъемом — все единодушно признали роман новой огромной удачей автора.

«Дворянское гнездо» — попытка Тургенева найти героя своего времени в дворянской среде.

Федор Иванович Лаврецкий вобрал в себя лучшие качества патриотически и демократически настроенного русского дворянства.

Начало жизненного пути Лаврецкого типично для людей его круга. Лучшие годы тратит он впустую: на светские развлечения, на женскую любовь, на заграничные скитания. Федор Лаврецкий втягивается в этот омут и попадает в сети светской красавицы Варвары Павловны. Обманутый женой, разочарованный, Лаврецкий резко изменяет свою жизнь и возвращается домой. Опустошенная душа его вбирает впечатления забытой родины: длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной, свежую степную голь и глушь, длинные холмы, овраги, серые деревни, ветхий дом, сад с бурьяном. Погружаясь в глубину деревенской русской жизни, Лаврецкий исцеляется от суетности светской жизни. Под стать ей, величавой, неспешной, текущей, «как вода по болотным травам», лучшие люди из дворян, выросшие на ее почве. Это Марфа Тимофеевна, тетушка Лизы Калитиной, и сама Лиза. Возможность возрождения для новой жизни мелькнула на короткое время перед Лаврецким по возвращении на родину, когда до него дошло известие о смерти жены. Убедившись в том, что он полюбил Лизу, Федор Лаврецкий сначала не испытывал никакого радостного чувства. «Неужели, — подумал он, — мне в тридцать пять лет нечего другого делать, как опять отдать свою душу в руки женщины? Но Лиза не чета той: она бы не потребовала от меня постыдных жертв; она не отвлекала бы меня от моих занятий; она бы сама воодушевила меня на честный, строгий труд, и мы пошли бы оба вперед, к прекрасной цели».

Драма Лизы и Лаврецкого заключалась в том, что мираж личного счастья, поманивший их, внезапно рассеялся. Известие о смерти Варвары Павловны оказалось ошибочным. Она неожиданно предстала перед Лаврецким в те дни, когда он, преодолев сомнения, уже начинал верить в возможность внутренней гармонии, покоя и счастья. После этого известия Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий уезжает. В эпилоге романа снова показано возвращение героя в родные места: «Прошло восемь лет. Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, и полюбило, и запело». Но за это время сильно изменился Лаврецкий: он постарел и душою, и телом. Свершился, наконец, перелом в его жизни: он перестал думать о собственном счастье, сделался хорошим хозяином, выучился «пахать землю», упрочил быт своих крестьян.

И все же грустен финал романа: ведь одновременно, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся жизнь. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: он «вышел в сад… и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

И вот герой приветствует молодое поколение, идущее ему на смену: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака…»

Лаврецкому было грустно от воспоминаний, а не от того, что рядом с ним беспечно веселится молодость. В этой черте Лаврецкого, превосходно выраженной в эпилоге, Писарев видел свидетельство его моральной силы, его полной победы над мелким и завистливым эгоизмом, а современники Тургенева такой финал воспринимали как прощание автора с дворянским периодом русского освободительного движения. А в «молодых силах» видели «новых людей», разночинцев, которые идут на смену дворянским героям.