Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Судьба человеческая — судьба народная (по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон")

Сочинение на тему «Судьба человеческая — судьба народная (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»)»

Определение, вынесенное в заголовок сочинения, вполне применимо ко всему творчеству М. Шолохова и, в частности, к роману «Тихий Дон». Судьбу целого народа нагляднее всего можно показать на примере судеб отдельных ничпостей — ярких представителей народа. Тем более этот принцип употребителен в «Тихом Доне», поскольку роман охватывает грандиозные исторические события, для подробного описания которых, конечно, не хватило бы даже четырех книг «Тихого Дона». Художественный принцип Шолохова: повествуя о судьбе отдельных людей, рассказать о куда более масштабных событиях.

Особенно показательна в этом плане судьба Григория Мелехова. Это — художественный образ, который помогает читателю познать эпоху во всей сложности ее явлений и противоречий, хотя при всем этом — живая и симпатичная читателю личность. Герой «Тихого Дона» прошел все Этапы пути, которыми шли народные массы в годы мировой войны, революции и гражданской войны. События эпохи втянули его в могучий исторический поток, заставили напряженно искать свое место в борьбе.

Когда мы знакомимся с Григорием в начале романа, первое, что мы отмечаем в его характере — глубоко воспринятые народные понятая о чести и достоинстве, благородстве и великодушии. Отсюда же — его смелость и отвага в бою, милосердие в отношении побежденного врага. Народные заповеди слились с характерными свойствами его собственной благородной натуры. Хотя в характере Григория автором особенно подчеркивается индивидуальность и своеобразие, но тем резче обозначается связь героя со своей средой.

Вместе с Григорием читатель попадает на Первую мировую войну. Это грандиознейшее историческое событие мы видим глазами героя. Мы видим, какое опустошающее воздействие оказывает война на солдат, как они перестают ценить человеческую жизнь, как опускаются, до какого цинизма доходят в своих словах и поступках.

Процессы постепенного политического пробуждения народа во время войны мы видим, опять же, на примере Григория. В госпитале он встречается с коммунистом Гаранжей. Именно он посеял в душе Григория те сомнения, которые позже переросли в желание перейти на сторону красных. Фронтовой большевизм, затронувший Григория, охватил тогда широкие народные массы.

Оказавшись на два месяца в лагере красных, Григорий сталкивается не только с убежденными большевиками, как Подтелков (реальное историческое лицо) и Изварин, но и с людьми случайными в стане революции. Примечательна в этом смысле фигура конокрада Грязнова, привлеченного в ряды Красной Армии возможностью «привольно пожить».

Когда на Дону появились красные части и пошли слухи о чинимых ими бесчинствах, казаки встали (что вполне естественно) на защиту своих жилищ и влились в белогвардейское движение. В их числе оказался и Григорий Мелехов. Он же оказался в центре событий, когда вспыхнул вешенский мятеж. Он шел той же дорогой, что и тысячи казаков. Его судьба во время восстания своеобразно отражает приливы и отливы в настроении казачьих масс. В разгар мятежа Григорий — один из руководителей повстанцев, а после их соединения с белой гвардией он уже не играет прежней роли, отходит в тень. Разгром объединенной армии кадетов и повстанцев — не только значимое историческое событие, по и важнейшая веха на жизненном пути героя.

Показывая жизнь Григория в станс белогвардейцев, автор тем самым показывает и несостоятельность кон трреволюционеров. Разгул, пьянство, произвол царят в рядах белой гвардии. Григорий, добившись немалых успехов в военном деле, получив множество чинов и наград, тем не менее все чаще задумывается о том, за что и против чего человек воюет. Эти размышления приводят его к мысли о том, что дело, за которое он борется, — неправое. Поэтому вполне закономерен его переход в Красную Армию после Новороссийска. Путь, пройденный Мелеховым от памятных встреч с Извариным и Подтелковым до вступления в ряды конницы Буденного, созвучен с судьбой всего русского казачества.

Но не переходом Григория в ряды Красной Армии завершает Шолохов свой роман, хотя, казалось бы, более логичного завершения нельзя и придумать. Для того, чтобы осветить, ничего не утаивая, весь тяжкий путь революции, автор рассказывает об участии Григория в банде. Это — тоже часть действительности, которую нельзя оОойти молчанием. Такие разрозненные банды на самом деле существовали в двадцатых годах XX века. Позже казакам, попавшим в банды, была объявлена амнистия Григорий вернулся домой чуть раньше.

Григорий Мелехов — казак-«середняк». Его путь — это путь трагических заблуждений и поисков правды всех казаков. Мелехов в полной мере познал горечь крушения иллюзий и чувство позора. Он как зеркало отражает малейшие колебании и настроения народа. Народная вера и сомнения, порывы и порывы и колебания определяют строй мыслей, чувств и линию поведения Григория. Его трагическая судьба — судьба парода. Таким образом в романе ставится проблема ответственности личности перед историей и истории перед личностью. A также Шолохов подобно Толстому в «Войне и мире», показывает в романе «Тихий Дон», историю творит народ, а не отдельные выдающиеся личности.