В.Ходасевич вступил в литературу рано, 1908 году, выпустив свою первую книгу стихов «Молодость». Через шесть лет, в 1914 году, вышла вторая — «Счастливый домик». Не него обратили внимание акмеисты, о нем заговорили. Он начал как символист, поклоняясь символизму с гимнастической скамьи, но вышел из этого течения, разграничивая символизм и декадентство. «Мы же с Цветаевой… выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не пристали, остались навек одинокими, «дикими».
Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть», — говорил Ходасевич. В своих же стихах поэт был приверженцем старых форм и сторонился крайностей новизны. Можно сказать,, что его поэзия имела свои корни в творчестве Е.Баратынского. «Поэзия Ходасевича кажется иному читателю не в меру чеканной — употребляю умышленно этот неаппетитный эпитет. Но все дело в том, что ни в каком определении «формы» его стихи не нуждаются, и это относится ко всякой подлинной поэзии», — писал о Ходасевиче Владимир Набоков.
Поэтический опыт Ходасевича уникален. Все отмечали его обособленность и в стихах, и в жизни. В своем эссе на смерть поэта «О Ходасевиче», опубликованном впервые в 1939 году в «Современных записках», Набоков писал о разительности поэтического дара, проявившегося в том, что свободу музы Ходасевич поставил выше собственной и остался верен подлинному искусству. Оно занимало его больше, чем изменения в стране. От общественных событий он отстранялся, проявляя ко всему, кроме искусства, глубокий скепсис. Самой значительной книгой его молодых лет называют сборник «Путем зерна», выпущенный в 1920 году. Это была его третья книга. В стихотворении, давшем название сборнику, поэт говорит о том, что всему в мире надо пройти путем зерна: упасть в черную землю и «в заветный срок» умереть и снова прорасти.
Мало обращавшему внимание на социальные изменения в стране, поглощенному искусством Ходасевичу, как и многим другим, тоже пришлось эмигрировать. В 1922 году с третьей женой, Ниной Берберовой, через Латвию, Германию, Италию он эмигрировал в Париж, где стал одним из законодателей литературной жизни эмиграции, в этот период у него просто не было плохих стихов. По мнению марка Соломона, творческая эмиграция была скудна, исключением стали только книги Ходасевича и Цветаевой. В своем последнем сборнике присутствует и тема смерти. Ходасевич называет жизнь промежутком «между купелью и моргом, глядя в зеркало и вспоминая себя мальчиком, он чувствует одиночество. Он уже размышляет о том, как его «пред божий суд на черных дорогах привезут.
Ходасевич умер в больнице для бедных в 1939 году. На его могиле, расположенной на Бианкурском кладбище, можно прочитать знаменитую эпитафию: «Свободен всегда».