Главное для меня — патриотическая идея.
В. Пикуль
Есть русская поговорка: «Иван, родства не помнящий». К сожалению, в смысле знания нашей истории, очень многие люди стали такими Иванами. А ведь без истории не может быть образованного человека. Настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас очень важно понять наше настоящее. Литература, учительница жизни, должна прививать интерес и любовь к прошлому нашей и других стран. В этом отношении Валентин Саввич Пикуль для широкой публики часто выступает первооткрывателем. Ведь некоторые его романы освещают те страницы, которые были знакомы в основном лишь узким специалистам. Известный историк, академик Б. А. Рыбаков отмечал, что В. С. Пикуль «делает очень полезное дело», а его романы сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к истории.
Творчество Пикуля — это отличный учебник жизни; увлекательный, захватывающий сюжет. Произведения писателя помогли мне полюбить историю России. Мне нравятся масштабность его взгляда, стремление вобрать в повествование как можно больше событий, мест, героев. Читая романы Пикуля, не только погружаешься в прошлое, но и задумываешься над настоящим.
В истории нашей страны много славных и бесславных войн, немало и дипломатических интриг. Одним из напряженных периодов была Семилетняя война в XVIII веке. Писатель обращается к этому эпизоду в романе «Пером и шпагой». Сюжет построен на истории одного французского дипломата. Его любопытная фигура дает писателю возможность показать тугой узел интересов и противоречий ведущих европейских стран. Мы видим корыстолюбие и глупость, а порой и трусость ряда русских сановников. Но, наряду с ними, автор показывает и подлинных патриотов. Один из них — генерал Салтыков. Автор описывает его, как тихого старичка, который вперед никогда не лез и около престола не отирался. Но именно он оказался истинным победителем прусского короля Фридриха II, героем всей европейской войны. Он был прекрасным полководцем, понимавшим солдата. Завистники не простили ему самостоятельности. К сожалению, война не принесла пользы России, хотя славы и уважения ей добавила.
На смену «дщери Петровой» Елизавете пришла немка Екатерина II. Ее царствование описано в романе «Фаворит». Это был «золотой век» русского дворянства.
Главный художественный принцип Пикуля — показать эпоху через конкретных исторических лиц. Их много в романе. Но центральные образы — Екатерина и Потемкин. Царица предстает перед нами волевой и умной женщиной, знакомой с видными философами Европы. Она умеет расположить к себе людей, понять чужую страну и служить ей. Но в то же время это хитрая, порой коварная и жестокая правительница, слишком любвеобильная женщина, стремившаяся нравиться до самой смерти.
Противоречива и фигура «светлейшего» князя Потемкина. Он ловкий, хитрый царедворец, часто беспринципный, иногда очень грубый. Но писатель выделяет одну важную черту, которая, наверное, сделала его заметной личностью в нашей истории. Она роднит Потемкина с Волынским в «Слове и деле», Салтыковым, Горчаковым в «Битве железных канцлеров», нашими полководцами и флотоводцами в «Фаворите». Эта черта — патриотизм.
Диапазон исторических эпох, описываемых романистом, широк. В 1987 году он завершил цикл романов о русско-японской войне 1904—1905 годов. Эти события уже нашли отражение в советской литературе: в «Порт-Артуре» А. Степанова и «Цусиме» А. Новикова-Прибоя. Но Пикуль рассказывает о войне по-своему. Писатель считает, что история не терпит шаблонов, с которыми у нас подходят к тем или иным событиям и личностям. Он напоминает о том, что, хотя мы и привыкли считать Цусимское сражение поражением царского флота, но не забываем высокий патриотизм моряков, когда матросы и офицеры заведомо знали о том, что погибнут, но честь России ценили дороже жизни.
В последнем романе своей эпопеи «Каторга» Пикуль рассказывает о каторжанах на Сахалине. Раскрывается неизвестная страница истории. Когда на остров пришли японцы, ссыльные стали защищать свою страшную, жестокую тюрьму! С большим мастерством исследует писатель истоки патриотизма у этих преступников. Несмотря на все пороки их характера и воспитания, они остаются русскими и сражаются и погибают за свою Родину.
Большое впечатление на меня произвел роман «У последней черты» об авантюристе Гришке Распутине и последних годах царского дома Романовых. Романист прекрасно показал нравственное и духовное убожество власть имущих перед революцией. Люди, у которых в руках была судьба страны, сами оказались чуть не игрушкой в руках темного мужика и мистика Распутина.
Романы Пикуля построены на контрастах, на противопоставлении патриотов и предателей, честных преданных людей и карьеристов, смелых и трусов. Перед нами встает такая галерея интересных и значительных, роковых и ничтожных фигур, без знания которых наша духовная жизнь была бы беднее. Надо особенно ценить, что Валентин Пикуль открыл для нас многие темные эпизоды истории, осветил то, что раньше былоскрыто от читателей.