Все произведения Шолохова посвящены казакам или их потомкам, а вот происхождение Андрея Соколова из рассказа «Судьба человека» нам неизвестно. Наверное, потому, что перед нами не живой человек, а былинный герой сродни Илье Муромцу. Ведь святой Илья, во земле Русской просиявший, в былинных песнях тоже именовался казаком.
И сам рассказ как бы и не рассказ вовсе, а житие святого великомученика Андрея, переданное устами некогда воинствующего атеиста Шолохова. Для былины не имеет значения историческая правда: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили в разные века и не могли позировать для картины Васнецова «Три богатыря». Герой былины не конкретный человек, а дух народный.
Русский богатырь Андрей Соколов по настрою души созидатель, а по профессии — строитель. В годину тяжких испытаний он прощается с домом и домочадцами и отправляется на войну с иноплеменной ордой. Богатыри в былинах не всегда побеждают с первого наскока. Враг берет его, оглушенного, в плен. Для героя-молодца добрый плен не позор, а лихое испытание. Побывали в плену казак Ермак Тимофеевич, Степан Разин да и сам Илья Муромец у князей в затворе сидел.
Комендант концлагеря у Шолохова как бы не настоящий немец вовсе, а былинный татарский баскак, потому что говорит по- русски чисто да еще с деревенским волжским выговором. И чудесам геройства русского дивится по справедливости, как дивились татарские князья силе духа русских богатырей в былинах.
Из плена на свободу былинный богатырь Андрей Соколов соколом летит и сам пленника на себе тащит — пьяного фашистского майора-строителя. Вот тут-то и начинается спорный момент в рассказе, который до сих пор вызывает немало нареканий в критике. Ревнителям правды жизни кажется, что Шолохов тут сознательно покривил душой. Не мог в реальной жизни красноармеец, родившийся и выросший при царе до революции да еще с первых дней войны попавший в плен к врагам, рассчитывать на снисхождение армейской контрразведки СМЕРШ. Двадцать пять лет советских лагерей — вот стандартный приговор для таких беглецов, об этом раньше умалчивала, а сегодня говорит история.
Но это в реальной жизни, а Соколов — герой былинный. Такому богатырю ни один князь-полковник тяжкий плен в стыд не поставит, а вместе с ним порадуется, что жив остался и родной земле еще послужит. И начинается новое хождение былинного героя по мукам. В День Победы Соколов хоронит сына-майора. Молодой «Сокольничек» (мифический сын Ильи Муромца), богатырь и красавец, лежит в мундире при всех регалиях, как живой, а вокруг — цветы.
Воротился безутешный отец на родину, а дом Андрея снесла вражеская бомба и погребла под обломками родных. Один-оди- нешенек остался Соколов. Былина и тут правдива — народные герои бессмертны, но и никогда не бывают одиноки. От горя великого богатырь Андрей чудесным образом перевоплощается в апостола Андрея Первозванного, заступника земли Русской, и пешком (права на вождение автомобиля отобрала милиция за то, что на корову слегка наехал на своей полуторке) отправляется в дальнее странствие по Руси. За руку с собой он ведет названого сына, будущего богатыря Ивана, для которого он землю родную отстоял и хранил.
Вот так я вижу разгадку тайны рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».