В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встаёт перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни «белых», ни «красных», автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся только о своей материальной выгоде, но отнюдь не о духовном. Такой герой в романе — инженер Василий Лисович, домохозяин Турбиных. Его прозвище — Василиса — возникло из-за его же подписи, на которую он «сменил свой чёткий почерк… из страха перед какой-то будущей ответственностью» в тревожном январе 1918 года. И хотя внешне он «чистый Тарас Бульба» — видный мужчина с пушистыми усами, — весь двор зовёт его уничижительным женским именем. У Василия Ивановича есть жена Ванда, «ревнивая и костлявая», скупая настолько, что даже мышь в буфете проклинает её скупость. Детей в этой семье нет — хозяева озабочены только жизнью для себя.
Глубокой ночью Василий Лисович бодрствовал в своём «чрезвычайно уютном кабинетике». Убедившись в том, что спит жена, он проверил запоры на дверях и завесил окна простынёй и пледом. Он заботливо закрепил всё английскими булавками, чтобы не было щелей, и не знал, на свою беду, что именно этим он привлёк внимание уличного бродяги, который полчаса сидел на ветке акации, страдая на морозе, но через щель наверху наблюдая за инженером. Инженер прячет в тайнике под обоями запечатанный пакет, заклеивает обои, подбирая рисунок. Он делает всё очень тщательно, аккуратно, у него всё под замками, и он точно помнит, где что лежит. В этом тайнике — бриллианты, ордена, царские деньги разного достоинства. Другие ценности — в дровяном сарае; тоже всё перечислено подробно, все координаты, надёжно упаковано. Так же точно описан и третий тайник. Всё это говорит о том, что Василиса — человек педантичный и осторожный — на портрете предок Василисы, писанный маслом, чиновник с орденом на шее, на столе статуэтка Александра II, в книжных шкафах — русская классика, Брокгауз — Ефрон. Василиса понимает, насколько теперь опасные времена, когда власть в Городе переходит из рук в руки и неизвестно, чем всё это кончится. Он далеко не герой, он обыкновенный обыватель, который дрожит за свою шкуру и за своё добро. Можно было бы посочувствовать этому совсем не военному человеку и не осуждать его за трусость, но ещё одна деталь подчёркивает, как дороги ему его материальные ценности. Разглядывая деньги «правителя» Лебідь-Юрчика, Василиса обнаруживает несколько фальшивых бумажек. Когда он считал деньги, то он, «как всегда», оглянулся, а лицо его стало «боговдохновенным». Увидев же фальшивки, он побледнел, глаза его «убойно опечалились», но бумажки он не выбросил, а «бережно отложил» в сторону. Их он предназначил извозчику и на базар. Такая любовь к деньгам наглядно раскрывает сущность характера инженера Лисовича, его жадность и расчётливость. Домохозяин Василий Лисович в этом эпизоде также противопоставлен Турбиным. Слыша над головой шаги, смех, звуки гитары, он жалуется, что нет ему покоя. Жизнь и веселье в квартире Турбиных резко контрастируют с сонной тишиной квартиры их домохозяина, где пахнет плесенью, «ворчливой сонной скукой» и целое семейство мышей трудится над кульком с сухарями. В страшном сне снится Василисе, что воры взломали его тайник, и он просыпается в холодном поту. Мысль отказать соседям от квартиры приходит ему на ум при звуках очередного гитарного перебора, но боязнь «ужасного времени» и необходимость защиты не позволяют ему на это решиться.
С помощью противопоставления разных человеческих характеров глубже и ярче раскрывается позиция автора. Значение данного эпизода прежде всего в том, что тайники инженера Лисовича являются такой деталью, которая раскрывает внутреннюю сущность героя, его систему нравственных ценностей, а вслед за тем — и авторские симпатии и антипатии.