Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», ее содержание и конфликт точно отражают расстановку политических сил в историческом конфликте своего времени — времени после Отечественной войны 1812 года,— закончившемся восстанием на Сенатской площади и жесточайшим его подавлением. Именно злободневность и обеспечила комедии успех в обществе.
Вот как характеризует автор московское дворянство того времени, состоящее из Фамусовых, загорецких, скалозубов:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…
Это — фамусовское общество, самым ярким представителем которого является Фамусов Павел Афанасьевич, имеющий взрослую дочь. Идеал Фамусова — его дядя:
Упал он больно, встал здорово.
И об отношении к делу он говорит так:
Подписано, так с плеч долой.
Молчалин не смеет возразить своему начальнику. Перед ним он тих, робок, лжив, не имеет своего мнения. Он угодничает перед всеми, от кого зависит. Не любит он и Софью, которая об этом не догадывается. Он ухаживает за ней только потому, что ей это нравится.
Скалозуб — друг Фамусова:
И золотой мешок, и метит в генералы.
Он добивается наград, ждет момента для повышения чина, когда кто-то уйдет в отставку или будет убит на войне.
Читателей автор знакомит и с другими друзьями Фамусова. Это Загорецкий — лгун и угодник; Хлёстова — невежественная и ворчливая старуха; всезнающий Репе- тилов, князь Тугоуховский, подыскивающий своим дочерям богатых и знаменитых мужей. Круг забот этих людей — обеды, ужины, поиски связей, помогающих продвинуться по службе. Для них повышение по службе можно получить без особых заслуг:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
Ради наград они готовы унижаться, быть шутами. Отношения в мире Фамусовых держатся на страхе и подчинении вышестоящим. Для них неважно, умны те или глупы.
Обычный предмет разговора — сплетни. Главная задача для родителей — поудачней выдать замуж или женить своих детей.
И в этом ничтожном обществе появляется благородный, честный, образованный, смелый и остроумный Чацкий.
Чацкий — единственный положительный герой в этой комедии. Когда-то он жил в доме Фамусова, дружил с Софьей. Постепенно его дружба переросла в любовь, но потом он уехал странствовать. Спустя три года он возвращается, полный надежд. Но Софья уже не любит Чацкого и оказывает ему холодный прием. Она стала совсем другой. Она холодна, высокомерна. Чацкий, пытаясь выяснить, кто избранник Софьи, вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Это общество смотрит на Чацкого со страхом, потому что он высказывает новые взгляды на жизнь, выступает за новые порядки. Но московское дворянство не хочет ничего менять и объявляет Чацкого сумасшедшим. Фамусов тоже со страхом смотрит на Чацкого, потому что главный герой умен, остроумен, молод. Он отличается независимостью суждений и смелостью высказываний.
Чацкий — это свежий ветер перемен. Он является выразителем передовых идей своего времени.
Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова — это страсть к чинам и деньгам.
Убеждения Чацкого и фамусовского общества противоположны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова — это борьба. В начале комедии она проявляется не столь остро. Фамусов даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом условия:
Сказал бы я, во-первых, не блажи:
Именьем, брат, не управляй оплошно.
А главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий отвечает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно словесная перепалка превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. Но он пока одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
Молчалин и Скалозуб — яркие представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет «слабодушие, рассудка нищету». Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу;
Мне б только бы досталось в генералы.
Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки.
Монолог Чацкого «А судьи кто?» беспощадно порицает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в пьесе, принимает сторону Фамусова. Сплетни растут как снежный ком, и Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых людей, которое осудили его за честность, свободу слова и мысли и за его ум.
Перед тем как уйти, Чацкий бросает в лицо московскому барству:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет…
Чацкий обвиняет фамусовское общество во лжи, клевете, услужливости, притворстве, лицемерии, глупости, невежестве, и общество отвергает его.
Чацкий хорошо понимает, что в Москве ему не место, и уезжает. Но это не свидетельствует о том, что фамусов- скому обществу удалось сломить его самолюбие и честь. Наоборот, он остается выше Фамусова и его окружения.