Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса

Сочинение на тему «Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса»

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» — это комедия о российском обществе того времени. Фамусовы, Скалозубы, Хлестовы, Молчалины и Чацкий отражают столкновение консервативных сил и либеральных, которым нужны были изменения. «Век нынешний и век минувший» — вот основная проблема комедии. Но, если центральный спор Фамусова и Чацкого — это спор старого поколения с молодым, то совершенно с другой точки зрения стоит оценивать противостояние Чацкого и Молчалина.

Чацкий и Молчалин — ровесники, но они имеют абсолютно разные взгляды на жизнь и идут по ней разными путями. Если Чацкий независим в своих суждениях и готов противостоять всему свету, то Молчалин считает, что:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь

На вопрос Чацкого «зачем?» он отвечает: «Ведь надобно ж зависеть от других». Повторное «зачем?» Ответ: «В чинах мы небольших». Всю свою жизнь он видит в том, чтобы прислуживать и безмолвствовать, а главными своими достоинствами считает «умеренность и аккуратность». Умеренность во всем, в том числе и в словах и в действиях, аккуратность, опять же, во всем, в том числе и в собственных речах. Ведь недаром у героя и фамилия говорящая — Молчалин. Он практически на протяжении всего произведения безмолвствует, что дало повод сказать Чацкому: «Молчалины блаженствуют на свете!»

Только в разговоре с равной себе по статусу служанке Лизе он раскрывает полностью свою жизненную философию:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятия —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить

В разговоре с высшими лицами Молчалин не смеет высказывать свое мнения, однако он с неким презрением относится к Чацкому, у которого и чинов-то нет, и который «служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин считает, что вправе давать советы Чацкому насчет того, как добиться продвижения по служебной лестнице, крутясь в кругах чиновных и должностных лиц.

Но Чацкий — это полная противоположность Молчалина. Он не может не высказать свое мнения, он никогда не притворятся и говорит то, что думает, что считает нужным.

Наибольшее противостояние между Молчалиным и Чацким произошло по поводу любви к Софье. Если Молчалин «любовника принимает вид в угодность дочери такого человека, который кормит и поит, а иногда и чином одарит», то Чацкий любит Софьи искренне и страстно. Он не видел ее три года, и сразу же приехал к ней: «чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».

Однако девушка встретила очень холодно, что вызвало у Чацкого подозрения о том, что она уже кого-то любит. Но он не может поверить в то, что ее возлюбленный — Молчалин. Он совершенно недооценивает его: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!» И с ужасом он это осознает: «Вот я пожертвован кому!»

Чацкий и Молчалин — представители одного поколения, но они были воспитаны в разных традициях. Молчалины, которые «торжествуют на свете» являются прямыми наследниками века минувшего. Они — представители фамусовского мира. Они готовы подчиняться, и за это их любят. Но Чацкий — это бойкий ум и нрав. Он не желает быть в подчинении общественного мнения. И он не принимает ценности Молчалиных.