Как Софья Павловна у вас похорошела!
А. С. Грибоедов
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» открывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, являются Чацкий и Софья.
По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разными путями.
Александр Андреевич Чацкий — открытая и смелая душа, он ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом». Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заблуждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача — «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей.
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима.
Сужденья черпают из забытых газет…
Всегда готовые к журбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Софья же плоть от плоти этого общества — ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого. Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть.
Подумаешь, как счастье своенравно!
Бывает хуже, с рук сойдет;
Когда ж печальное ничто на ум нейдет…
Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник.
Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Молчалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти».
Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним…
Я не старалась, бог нас свел.
Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Софья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе? Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не хотят слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение иметь». Это норма жизни данных людей. Софья приспособилась к этой обстановке; вероятно, не откройся коварство Молчалина, она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом кругу когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, тем сокрушительнее ее действие.
Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его соперник — Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции.
Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю.
Как будто все еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями… чего-то ожидаю.
Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо.
Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать её замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить и брать в расчет чувства дочери, что для нее
Мне все равно, что за него, что в воду.
Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок.
Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное произведение — это концентрированный рассказ о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково.
Скорее в обморок, теперь оно в порядке,
Важнее давишной причина есть тому,
Вот, наконец, решение загадке!
Вот я пожертвован кому!
…
А милый, для кого забыт
И прежний друг, и женский страх, и стыд, —
За двери прячется, боится быть в ответе…
Ах! как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! —
Молчалины блаженствуют на свете!