Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Чацкий, Онегин, Печорин — герои своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и романам А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение на тему «Чацкий, Онегин, Печорин — герои своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и романам А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)»

И в мире был он одинок…
Дж. Г. Байрон
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала самые важные проблемы своего времени. Первая половина XIX века стала эпохой великих потрясений: живы были еще идеи Великой французской революции, Отечественная война 1812 года явила всему миру беспримерное мужество русского народа, передовая немецкая философия обратилась к вольнолюбивым стремлениям передовой дворянской молодежи. Все это послужило становлению первого в России
организованного революционного движения, которое получило название «декабризм».
В литературе, как в зеркале, отразились настроения передовой части дворянской молодежи — свободомыслие, непокорность, бунтарство. Чацкий, Онегин и Печорин — блестящие представители этой молодежи, в мыслях и поступках которых авторы изобразили силу и слабость своего поколения.
Одним из первых в русской литературе показал героя, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, «загадочный», по словам А. Блока, писатель — Александр Сергеевич Грибоедов (1795— 1829) Это был человек, одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, оригинальный композитор и музыкант, выдающийся дипломат. Но главное — это был человек необыкновенного ума, благородства, чести, исполненный любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же как и декабристы, он выступал против крепостного права и неограниченной самодержавной власти. Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России. Но именно Грибоедов показал первого из этих «ста прапорщиков», воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816—1824 годах — в период, когда в России возникали и действовали первые декабристские организации. Основной конфликт комедии — столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими. Этот конфликт не выдуман автором, а является отражением той общественной борьбы, которая была приметой русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу? Крепостное право — вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России. В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, обменяли на «борзые три собаки». Этот мир — «век минувший» — злейший враг Чацкого. Герой комедии — страстный борец против карьеристов, шутов, «предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых». Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу — вот девиз этого героя.
Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, со страшным миром Фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением главного героя. По словам И. Гончарова, он «сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». И. Гончаров называет Чацкого «вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу «один в поле не воин». Нет, воин, если он — Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».
Голос Грибоедова, звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, — это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение — «толпе его мучителей».
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась. Если Чацкий — «герой своего времени», герой эпохи, предшествующей восстанию декабристов, то Евгений Онегин — герой следующего периода русской истории.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий», был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражение многие мысли и чувства поэта, его размышления над современной жизнью. При всей широте тематики роман «Евгений Онегин» — это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома восстания декабристов, в обстановке николаевской реакции. За годы создания романа автору пришлось пережить многие ссылки, потерю многих друзей, гибель лучших людей России. И первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних сильны трагические мотивы. Роман явился плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Умом и сердцем автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик героя своего времени.
Типичным представителем дворянской молодежи в романе является Евгений Онегин. Уже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей. Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя Онегин, по шутливому замечанию автора, «учился чему-нибудь и как-нибудь», он все же достаточно образован для своего времени и отличается этим от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему.
Это отчуждение проявляется не сразу. Сначала мы видим, что молодой человек с головой погружен в светскую жизнь, находит в ней радость и удовольствия, но однообразие и пустота развлечений быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он «покинул свет, как это делали слишком немногие». Онегин очень глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделяет его из толпы:
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Оставив свет, герой пытается заняться какой-либо полезной деятельностью. Он талантлив и пробует писать:
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его.
Книги также быстро надоедают ему:
Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.
В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается провести реформы, улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил…
Но этим и ограничилась вся деятельность Онегина- помещика. И опять жизнь «без цели, без трудов». Судьба посылает ему друга — он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский очень разные, но вместе они представляют черты, характерные молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм. Светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского. «Убив на поединке друга», Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех. В подавленном состоянии герой покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются:
Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска…
По мнению Белинского, Онегин — богатая, одаренная натура, но силы и возможности его не нашли должного применения. В Онегине Пушкин показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-х годах XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но в то же время стояла в стороне от оппозиционной общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии.
Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна изменить своему мужу:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Онегин бесконечно одинок. Что ждет его впереди? «…Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца» — так оценил героя и «поэму» о нем Белинский.
Историю жизни «лишнего человека», способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А. С. Пушкина — Михаил Юрьевич Лер- монтов, создав роман «Герой нашего времени». Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-философский и психологический роман в прозе.
Как и в стихотворении «Дума», автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. История жизни Печорина, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его — ответ на этот вопрос. В предисловии к роману автор писал: «Это точно портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения». Как и в стихотворении «Дума», Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности «более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья». Писатель глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, обнажая сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой.
Вслед за А. С. Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время, и иначе выглядели его «герои». Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницей в истории России» назвал этот период А. И. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М. Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. И. Герцена, «…то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости».
Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании — все это привело к мрачным проклятиям «Думы», прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы…
«Дума» — поэтическое выражение идейной сути романа «Герой нашего времени». Образ Печорина, главного героя романа, — вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать тип героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин — сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полных веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без цели и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Он ощущает в душе своей «силы необъятные» и в то же время не знает, зачем живет.
Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден был жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя «лишним» в своей стране и даже в целом мире. Но в реалистическом романе «Герой нашего времени» Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, что она невыносимо «скучна», но лишь благодаря ей человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость. В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа «Герой нашего времени».
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин — типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них — герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Онегине — «эгоиста поневоле», в Печорине — «страдающего эгоиста».
Для нас же эти герои интересны не только как исторические типы. Все они обладают высокими человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела, приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, всегда будут волновать читателя герои А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.