Злоупотребляя природой и разрушая ее, человек разрушает тем самым основу собственного существования и собствен¬ного будущего, — разрушает сначала ду¬ховно, а затем физически.
В. П. Астафьев
В. П. Астафьев — выходец из народа. За свою жизнь он прошел немало «народных университетов», сменил множество профессий и исколесил всю Россию. Этот че¬ловек действительно много испытал и выстрадал, преж¬де чем взяться за перо. Его произведения — это его жизнь, рассказы о пережитом и увиденном, размышле¬ния и личные впечатления. Его произведения обращают на себя внимание реалистически точными и многокра¬сочными картинами народной жизни, богатством живого разговорного языка, силой характеров — нескладных, норовистых, порою жестких — таких, какими выказы¬вают себя люди на крутых поворотах судьбы.
Читая Астафьева, переживая вместе с ним и горечь человеческого падения, и высокие взлеты души, восхи¬щаясь каждодневным, незаметным на первый взгляд подвигом простого человека, я вспоминаю слова Горько¬го о том, что в каждом человеке есть сила, способная перебороть себя. Именно на эту мысль наводит Астафь¬ева «Царь-рыба». Это произведение о природе, о про¬блемах экологии, но самое главное, на мой взгляд, оно о взаимоотношении человека и природы, об ответствен¬ности человека перед природой. Сам автор подчеркива¬ет: «Сегодня природа в опасности».
Книгу «Царь-рыба» составляют небольшие расска¬зы, центральной фигурой которых является человек — хозяин природы. Но не в каждом рассказе человек пока¬зан как созидатель, творец. Писатель как бы подводит нас к тому, что не каждый человек достоин распоря¬жаться природой. В произведении представлены два ти¬па людей. С одной стороны, браконьеры — Командор и Зиновий Игнатьевич Утробин, им противопоставлены Аким и рассказчик. Герои Астафьева имеют реальных прототипов. Сам автор вспоминал: «“Царь-рыба” обя¬зана своим появлением на свет моим братьям, вырос¬шим на Севере, их рассказам. Один из них отчасти представлен в образе Акима. Слышал я нарекания, что, мол, неактивный мой Аким. Аким — хороший че¬ловек, и я старался показать такого, какого люблю: до¬брого, чистого, открытого. Дай-то бог, чтобы на свете таких людей было как можно больше, тогда и зла бу¬дет намного меньше».
Главный эпизод всего повествования связан с опи¬санием царь-рыбы — осетра. Два брата — черкесооб¬разный, резкий, грубый Командор и благообразный, полный показного чувства собственного достоинства, внимательный Зиновий Игнатьевич Утробин — опыт¬ные браконьеры. Они не совсем ладят между собой, поэтому каждый промышляет в одиночку. Однажды ночью Игнатьичу страшно повезло: на его самоловы попался огромный осетр — «черный, ласково отблес¬кивающий сутунок со вкось, не заподлицо, обрублен¬ными сучьями». Астафьев очень точно, со знанием и в то же время с любовью описывает рыбу: «Над водой сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра, изогнутый хвост его работал устало, настороженно, казалось, точат кривую татарскую саблю о каменную черноту ночи. Из воды, из-под костяного панциря, за¬щищающего широкий, покатый лоб рыбины, в челове¬ка всверливались маленькие глазки с желтым ободком вокруг темных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со
змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Попробо¬вал Игнатьич поднять его в лодку, но не смог. Вспом¬нил наказ дедушки: «Лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать о ней, искать ее, особенно если чувствуешь за собой тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжись с царь-рыбой…» Астафьев ут¬верждает, что природа не терпит плохих людей. Спра¬виться с рыбой не может грязный душой человек, и ведь именно такие люди причиняют природе наи¬больший вред.
Игнатьич решил не отпускать рыбину и в результате оказался в воде — он и рыба, бок о бок. Браконьер с тру¬дом держится в холодной воде. Именно в этот момент он вспоминает всю свою жизнь и думает, что царь-рыба — это наказание за Глашу Куплину. Когда-то очень давно он ее смертельно обидел: приревновал к лейтенанту, по¬том надругался над ни в чем не повинной девушкой. Го¬ды спустя он приходил просить прощения. Но Глаша так и не простила. Сейчас, оказавшись в воде, Игнатьич кри¬чит на всю реку: «Гла-а-аша-а, про-сти-и-и». И дает се¬бе слово, если останется жив, снова пойти просить у нее прощения, а потом бросить браконьерство и уехать дале¬ко-далеко.
Игнатьича вытащил из воды Командор. Потеряв ногу, ловец осетра продал дом и уехал. Но перед отъ¬ездом он все же выполнил свое обещание — сходил к Куплиной просить прощения.
Этим эпизодом автор переходит от темы Природы к теме Женщины-матери, требуя к ней бережного це¬ломудренного отношения, ведь Природа и Женщина- мать неразрывны, они выступают в единстве не только между собой, но и со всем Миром, Вселенной. И здесь сосредоточен философский смысл произведения «Царь-рыба».
Сергей Залыгин говорил по поводу «Царь-рыбы» Астафьева: «В ней нет какого-то стройного сюжета, в то же время это и современный человек, и природа,
9 82 лучших сочинения по рус. лит.
и общечеловеческая мысль нашего времени. Это одно из тех произведений, о которых А. Лапченко говорит: “В симфонической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, человек и природа повязаны единым концом… Будущее человека и природы, связанных единой судьбой, сама жизнь на земле зависят от самого человека, от его ис¬торической памяти, заключающей в себе нравственный опыт народа”».
На мой взгляд, Астафьев стремится пробудить чув¬ство ответственности у людей, призывает беречь и со¬хранять природу от губительного воздействия цивили¬зации. Это произведение о природе и в то же время о всех нас, людях, живущих на земле. Ведь природа, биосфера, родила все живое и самого человека, поэто¬му он обязан любить и беречь ее, как собственную мать. Природа заботится о нас, дает нам все необходи¬мое для жизни, охраняет нас от болезней. Но она спо¬собна жестоко наказать нас за пренебрежение к ней. Не только история, общество соединяют людей, но со¬единяет их и природа. Поэтому в произведении «Царь- рыба» раздвигаются масштабы маленького мира, где разворачивается действие рассказов. Тайга, населяю¬щие ее людей, звери — часть Земли, всей Вселенной, законы которой едины для всех.