Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Человек и природа в прозе 1960-80-х годов

Сочинение на тему «Человек и природа в прозе 1960-80-х годов»

Во многих произведениях советской литературы I960—80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева именно в отношении к природе прежде всего реализуются нравственные идеалы, формирующие личность.

Егор Полушкин — герой повести «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева своим примером бескорыстной любви к приводе воспитывает сына Кольку. Егор — человек повышенной, говоря словами автора, «сверхнормативной нравственности». Он влюблен в лес, в реку, в природу в целом. Ему свойственна поэтичность чувств, способность сопереживать. Егор удивительно восприимчив ко всему прекрасному, всякую работу он привык выполнять добросовестно, ко всякому делу подходить творчески. Он не умеет, да и не хочет хитрить, ловчить, извлекать из всего свою выгоду, как это делает его свояк Федор Бурьянов.

В повести открыто выражены и персонифицированы две противоположные, более того — полярные жизненные позиции: с одной стороны — Егор Полушкин, высшим судьей которого является совесть, его сын Колька; с другой — Федор Бурьянов с его «резиновыми» принципами, рвачеством, хищничеством и его отпрыск Вовка.

Идея нравственного становления человека решается в повести не только образом Кольки. Своеобразное формирование достойной высоконравственной личности проходит и его отец — Егор Полушкин. Егор понял, что он должен бороться за сохранение природной красоты, за пробуждение глухих к этой красоте человеческих душ. Он пытается разбудить в людях тягу к доброму и прекрасному, следовательно, и дремлющую в некоторых совесть. Он вытачивает из липового пня, десятилетиями стоявшего на берегу озера, прекрасную в своем совершенстве фигуру женщины, привозит на прежде поражавшее, как чудо, а теперь мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Свое нравственное кредо Егор излагает так: «Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!»

Вера в исправление людей добром, в возможность нравственного совершенствования руководит всеми поступками Егора. Особый смысл приобретает образ Георгия Победоносца, обрам-

Ляющий повесть: Георгий (или по-русски Егор) Победоносец «на прекрасном коне пронзает копьем черную тварь» — змею, воплощение зла. «Символ прекрасный: борьба добра со злом, очень современно… Вечная тема. Свет и тьма, добро и зло, лед и пламень». Этот символ освещает и смерть Егора Полушкина как торжество добра. Под его нравственным воздействием оказались почти все герои повести — и сын Колька, и учительница Нонна Юрьевна, и новый лесничий Чувалов, и те, в душах которых впервые затрепетали ростки совести, — Федор, его сын Вовка. Символический образ Георгия Победоносца и реального Егора

Смыкаются.

Философское осмысление проблемы «человек и природа» дано в романе Ч. Айтматова «Плаха». Человек, по мысли писателя, — часть гармоничной природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, начинает мыслить себя царем, победителем природы, нарушается гармония, а это ведет к катастрофе.

В романе олицетворением природы выступает семья волков во главе с необычной синеглазой волчицей Акбарой.

Обращение Ч. Айтматова именно к образу волка берет истоки в киргизской мифологии и опирается на поверья и легенды мировой культуры. Широко известна римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей будущих основателей Рима. Аналогичные сказания имеются в иранской, китайской, индийской мифологии, где волчица выкармливала человеческого детеныша.

В одном из киргизских мифов волчица считалась прародительницей племени, а вождь выступал либо в образе волка, либо имел способность превращаться в волка. Кроме того, по киргизской мифологии у человеческих детей и волчат один и тот же покровитель. Поэтому не случайно появление пары волков в сюжетной канве романа.

Волки олицетворяют весь природный мир, и история их жизни очень важна в философской концепции романа.

Гармония жизни в Моюнкумской саванне, которая определялась «изначальным ходом вещей», была взорвана «хунтой». На стада сайгаков обрушилась облава, устроенная вертолетчиками и «расстрельщиками». В безумной гонке волки мчатся рядом с

Сайгаками. «Такого — чтобы волки и сайгаки бежали в одной Куче — Моюнкумская саванна не видывала даже при больших степных пожарах». Они как бы соединяются в стремлении уйти от общего врага — человека. Человек и зверь поменялись местами, и Акбара в этом апокалипсисе увидела лицо, которое «явилось так близко и так страшно, с такой четкостью, что она ужаснулась…» Волчица увидела в человеке страшного зверя с бессмысленной жаждой убивать.

Трагедия Моюнкумов предстает как гибель живого мира, как предвестие конца света. Расстрелянная природа не может не мстить человеку. Но месть ее не целенаправленна. В поток зла попадают и невиновные.

Трагична судьба чабана Бостона Уркунчиева. Это честный и надежный человек, труженик, чувствующий себя хозяином на земле. Бостон обладает большим авторитетом среди жителей гор Иссык-куля. Он — человек высокой духовности, внутренней чистоты.

Бостон знает и понимает природу, близок ей. Его имя недаром переводится как «серая шкура», т. е. в его роду тотемом был волк. Бостона возмущает, что Базарбай разорил волчье логово, маленьких волчат. Но вернуть их Акбаре Бостон не смог.

В третий раз Акбара и Ташчайнар потеряли свое потомство. Природой предназначенная миссия не была выполнена. Еще раз была нарушена природная гармония. Когда волчица уносит Кенд — жеша, приняв его за своего, за волчонка, трагедия Моюнкумов завершается. Бостон, стреляя в Акбару, нечаянно убивает своего маленького сына. Это роковой выстрел. Убив сына, Бостон убивает свое будущее. Но даже если бы он не убил Кенджеша, выстрел в волчицу означал бы самоубийство, если принять во внимание, что Акбара — Волчица-прародительница.

Смерть маленького Кенджеша — последнее, звено в цепи зла, которую составляли вертолетчики, загонявшие стадо сайгаков, расстрелыцики, уничтожавшие животных, те руководители, которые решили выполнить план за счет убийства сайгаков. В этой длинной цепи преступников против природы и укравший волчат Базарбай, и те, кто ради близких целей готов свести на нет всю природу.

Люди, способные «выпотрошить земной шар, как тыкву», воплощают не только нравственное, но и социальное зло.