О Великой Отечественной войне
Но обычно тема «человек на войне» подразумевает именно Великую Отечественную войну. Одно из первых произведений о Второй мировой войне, приходящее на ум, — поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Герой поэмы — простой русский солдат. Его образ — это воплощение всех солдат, всех их качеств и свойств характера. Поэма представляет собой ряд зарисовок: Теркин в бою, Теркин в рукопашной схватке с немецким солдатом, Теркин в госпитале, Теркин на отдыхе. Все это складывается в единую картину фронтового быта. Теркин, будучи «простым парнем», тем не менее, совершает подвиги, но не ради славы и почестей, а ради исполнения своего долга. Наделяя Теркина многими располагающими к себе чертами русского национального характера, Твардовский подчеркивает, что этот человек — лишь отражение народа. Не Теркин совершает подвиги, а весь народ.
Если Твардовский разворачивает перед нами широкую картину войны, то Юрий Бондарев, например, в своих повестях («Батальоны просят огня», «Последние залпы») ограничивается описанием одного боя и очень короткого промежутка времени. При этом бой сам по себе не имеет особого значения — это лишь один из неисчислимых боев за очередной населенный пункт. Об этом сказал все тот же Твардовский:
Пусть тот бой не упомянут
В списке славы золотой.
День придет — еще повстанут
Люди в памяти живой.
Неважно, идет ли бой местного или общего значения. Важно, как себя в нем проявит человек. Об этом и пишет Юрий Бондарев. Его герои — это молодые люди, почти мальчики, попавшие на фронт прямо со школьной скамьи или из студенческой аудитории. Но война делает человека взрослее, сразу старит его. Вспомним Дмитрия Новикова — главного героя повести «Последние залпы». Он ведь совсем молод, молод настолько, что сам стесняется этого, а многие завидуют, что в столь юном возрасте он добился таких военных успехов. Действительно, неестественно быть столь юным и иметь такие полномочия: распоряжаться не только действиями, но и судьбами людей, их жизнью и смертью.
Бондарев и сам говорил о том, что человек на войне оказывается в положении неестественном, поскольку сама война — неестественный способ разрешения конфликтов. Но, тем не менее, будучи поставлены в такие условия, герои Бондарева проявляют лучшие человеческие качества: благородство, смелость, решительность, честность, стойкость. Поэтому мы испытываем жалость, когда герой «Последних залпов» Новиков умирает, только что обретя любовь, почувствовав жизнь. Но писатель как раз и стремится утвердить мысль, что такими жертвами оплачивается победа. Очень многие положили свои жизни на то, чтобы День Победы все же наступил.
А есть писатели, у которых совсем иной подход к теме войны. Например, у Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» именно война движет развитие сюжета. Но она как будто проходит стороной, лишь косвенно влияя на судьбы героев. В повести «Живи и помни» мы не встретим описания боев, как у Твардовского или Бондарева. Здесь затрагивается иная тем^ — тема предательства. Действительно, дезертиры существовали в Великую Отечественную войну, как и в любую другую, и нельзя закрывать на это глаза. Андрей Гуськов самовольно уходит с фронта, тем самым навсегда отделяя себя от людей, ведь он предал свой народ, свою Родину. Да, он остается жить, но жизнь его куплена слишком дорогой ценой: он уже никогда не сможет открыто, с высоко поднятой головой войти в дом своих родителей. Он отрезал для себя этот путь. Более того, он отрезал его для своей жены Настены. Она не может радоваться Дню Победы с другими жителями Атамановки, ведь ее муж — не герой, не честный солдат, а дезертир. Вот что гложет Иастену и подсказывает ей последний выход — броситься в Ангару.
Женщина на войне — это еще более неестественно, чем мужчина. Женщина должна быть матерью, женой, но никак не солдатом. Но, к сожалению, многим женщинам в Великую Отечественную войну приходилось надевать военную форму и идти в бой наравне с мужчинами. Об этом говорится в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Пять девушек, которым надо было бы учиться в институте, флиртовать, нянчить детей, оказываются лицом к лицу с врагом. Все пятеро погибают, ие все пятеро геройски, но, тем не менее, то, что они Совершили все вместе, — подвиг. Они погибли, положив свои юные жизни на то, чтобы еще чуть-чуть приблизить победу. Должна ли быть женщина на войне? Вероятно, да, ведь если женщина чувствует, что обязана защищать свой дом от врага наравне с мужчинами, то было бы неправильным ей препятствовать. Такие жертвы жестоки, но необходимы. В конце концов не только женщина на войне — неестественное явление. Неестественен вообще человек на войне.
У всех авторов, затрагивавших тему «человек на войне», есть общая черта: они стремятся изобразить не подвиги отдельных людей, а всенародный подвиг. Не героизм отдельного человека восторгает их, а героизм всех русских людей, вставших на защиту Родины. Конечно, сейчас мы уже с улыбкой смотрим на существовавшую тогда идеологию (а она просвечивает во всех перечисленных произведениях), но не будь ее, советский народ вряд ли смог одержать победу над врагом.