Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> «Человек — это живая загадка»(С. Н. Булгаков) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Сочинение на тему ««Человек — это живая загадка»(С. Н. Булгаков) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)»

Каждый этап прожитой нами жизни характеризуется чем-то особенным:
своими героями, своими неразгаданными явлениями. А есть
такие люди, которые сами являются живой загадкой. Как странно!
Чем же они так отличаются от других? Как человек может являться
загадкой для общества? Думаю, что на личность людей сильно
влияют сложившиеся социальные и политические отношения в стране.
А чем ознаменовалась 2-я половина XIX века? Это был период разночинцев,
которые стали вытеснять либералов. Близилась революция,
которая должна была подвергнуть изменениям буквально все. Страна
«воскресла» из долгого застоя и вставала на путь изменений и огромных
противоречий. И разве люди при этом могли не меняться?
Да, кто-то воспринимал сложившуюся ситуацию с должным спокойствием.
Но вместе с родившимися изменениями росли «новые
люди. Многие из них оставались в обществе, а многие уходили…
Как похож на таких людей Е. Базаров! Давайте вместе проследим
эту непростую линию загадок, которая составляла его поистине сложную
натуру. Главный герой очень противоречив. Даже его внешний
облик являет собой нечто странное вместе с равнодушием к себе и
к окружающим: «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды
песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало
самоуверенность и ум». Базаров — это медик-разночинец. Он воплощение
«новизны», новых вкусов, новой моды… Конфликта в романе
никак не избежать. Ведь и уходящие и пришедшие хотят внести свой
вклад в развитие страны и взглядов… Но «разрыв и пропасть» так велики,
что воссоединения между двумя различными поколениями невозможно.
Могу с уверенностью сказать, что мне очень нравится главный
герой. Нравится своей загадочностью. Нет, его натура и характер не
лежат в развернутом виде у нас на ладони; мы не можем прочесть
в его глазах внутренний монолог. Базаров — это целесообразная
и мыслящая натура. Он проповедует нигилизм. Ну и что? Что в этом
плохого? Базаров — нигилист, а Павел Петрович — англоман и умеренный
либерал. Здесь никто не выигрывает. Но я все равно на стороне
Базарова. Замечу, что автор тоже. Он очень уважает героя. Нет, не
любит, а уважает. Евгений не пытается кого-то учить своему нигилизму.
Он отказался и не признал никаких культурных и духовных ценностей:
«аристократизм, либерализм, прогресс, принципы», культуру, живопись,
искусство и поэзию… Как он после этого может быть человеком?
Ведь Павел Петрович говорит, «что без принципов жить в
наше время могут одни безнравственные и пустые люди». Но мне
близка позиция Евгения. Он не обращает внимания но то, что говорят
вокруг. В спорах у него «не дрожат губы» и нет неуверенности
в том, что он говорит. Он знает, что он хочет. При этом спокоен и настойчив.
Поэтому в спорах он всегда выходит победителем.
Аркадий даже краснеет от удовольствия за победы своего учителя.
Базаров не признает слов, потому что любит лишь практику. Он материалист
и реалист одновременно. Он знает только то, что увидел и
прочувствовал сам. За эту твердость духа, умеренность во всем, за
верность самому себе и нигилизму уважал автор героя.
И что же мы видим? Обычный человек живет своей жизнью,
проповедуя модный в то время нигилизм. И нет никакой загадки…
Но как ведь только не влияла общественная патриархальная жизнь
и новые реформирующие устои на людей! Как только не искажала
жизнь людей!
И вот любимый прием Тургенева — испытание любовью! Этот не
сломленный ничем человек, который не повернул ни разу назад,
вдруг начинает колебаться, начинает «трескаться» его сознание,
каменные, казалось бы устои. Конечно, Базаров не рад этому. Он мечется
и негодует. Ему совершенно не хочется себе изменять. Он начинает
поддаваться, сам того не замечая, теплым и нежным чувствам. Он
больше начинает страдать. В этих любовных муках и раскрывается
его другая сторона, запрятанная далеко в сердце и теперь колеблющаяся,
пытающаяся выйти наружу. Но зато как цинично первое
высказывание Базарова о том, что Одинцова «на остальных баб не
похожа». Вскоре он влюбляется. Но что интересно! Базаров всегда считал,
что «природа — это мастерская, а не храм, и человек в ней работник
». Проведем другую параллель. Чувство любви его бесит, хотя и
захватило его целиком. Наедине с Одинцовой он отрицает еще с большей
силой романтизм, а наедине с собой «с негодованием находит
романтика в самом себе». Когда же ты романтик, тебе свойственны
высшие чувства, тебе нравится это приятное чувство томления, тебе
нравится весь мир и вся природа. Когда Базаров влюбляется, он остается
равнодушным к природе. И это одна из загадок его натуры.
Тогда любит ли Базаров по-настоящему?
Одинцова, например, не любит. Ее привлекает «новизна». А может,
Базаров и не любит ее, а просто увлечен ею. Ведь он считает,
что все люди друг на друга похожи и что их изучать не стоит. Поговорив
с Одинцовой, он допускает возможность того, что «всякий
человек — загадка». Он раскрывает это на примере ее отчужденности
от общества и ее тяготении им.
Да, его волнует лишь то, что он испытал сам. Яркий тому пример
— его знакомство с Одинцовой. Но почему он раньше мог свободно
и «громко» вставать в защиту себя и нигилизма? Теперь же он
боится говорить громко о том, что «в нем происходит».
Загадка состоит еще и в том, что общество так и не поймет его,
человека, который имеет «смелость отрицать»! Но почему его трагизм
в этом? У него нет веры, веры в доброе созидательное начало
его идей и всего остального. Он должен уйти от нас, даже умереть.
Корни его идей слишком слабые. И им не дано было прорасти именно
в тот период изменений. К сожалению, Онегин, Чацкий и многие
другие уходили, «попав» не в свое время. Это были загадочные люди.
Как-то Белинский сказал, что «таких людей можно победить
количеством нападавших, а они победят вас качеством своих рассуждений
».