Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Человек в тоталитарном государстве (по роману В. Дудинцева "Белые одежды")

Сочинение на тему «Человек в тоталитарном государстве (по роману В. Дудинцева «Белые одежды»)»

Ты можешь прожить долгую жизнь, так
и не узнав, кто ты — подлец или герой.
А все потому, что твоя жизнь не складывается —
не посылает она испытаний, которые загнали
бы тебя в железную трубу, где есть
только два выхода — вперед или назад.

В. Дудинцев

Сороковые — пятидесятые годы двадцатого столетия…

По всей стране идут массовые аресты, по одному жесту вождя переселяют из обжитых мест целые народы, в лагерях гибнут сотни тысяч умеющих мыслить и говорить правду людей. «Враг народа» — это «звание» присваивалось тем, кто видел и понимал, что происходит с народом, со всей страной по вине «отца народов», кто не хотел так жить и смел открыто выступать против тоталитарной системы.

В. Дудинцев в своем романе «Белые одежды» показал нам, сегодняшним читателям, тесную связь добра и зла. Кажется, ученые, тем более биологи, знающие законы жизнедеятельности всего живого на земле, должны первыми восстать против жизни «в застенке», но некоторые из них откровенно боятся, а умы многих просто окурены ядом мировой идеи.

Главный герой романа Федор Дежкин приезжает по заданию академика Рядно, учеником и правой рукой которого является, в город, где раньше учился, в свой институт, чтобы произвести ревизию и разоблачить подпольное «кубло» генетиков во главе с «Троллейбусом». Но в процессе работы с этими людьми он начинает по-новому смотреть и оценивать жизнь вокруг. Если раньше Федор Иванович был просто не уверен или не согласен с чем-то, но молчал («Значит, так нужно»), то после нескольких месяцев общения с людьми из «кубла» сомнения превращаются в уверенность, а вера в прежние устои рушится.

Он увидел и понял, что именно эти люди занимаются настоящей наукой. Они работали тайно, собирали из обломков микроскопы и микросхемы, держали дома целые лаборатории. Пытались найти что-то новое в науке, развить ее на благо своей родины, государства, в котором они жили. Государственная система, запретив общение между учеными, отбросила нашу науку далеко назад. В романе показаны гонения на генетиков, вейсманистов-морганистов со стороны лжеученых, связанных со Сталиным и охранкой (академик Рядно, его «левая рука» Саул Брузжак, Краснов, Шамкова). Разгул темных сил напоминает порой тяжкие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей Менделя…

«Прихлебаям» от науки «верхи» обеспечивали квартиры, работу, более выгодные места, а настоящие ученые оставались в тени. Их отправляли в тюрьму, устраивали погромы в лабораториях и на квартирах, крали их труды.

Иван Ильич Стригалев отдает свой новый сорт картофеля «Майский цветок», чтобы получить два-три-четыре года спокойной работы. Чтобы сделать то, от чего вся мировая наука уже отказалась: скрестить дикаря «Солянум Конту-макс» с культурными сортами картофеля. И он сделал это, только вот увидеть плоды своих трудов Ивану Ильичу не удалось. Хотя все окружающие знали, что жить Стригалеву осталось недолго, из-за болезни, его не пощадили. Он погиб в сталинском лагере. А работу довел до конца человек, ставший его двойником — Федор Дежкин. Но и его не спасает то, что он является «правой рукой» академика Рядно. Двойник сбегает, чтобы спасти, скрыть от ненасытного честолюбия академика и всех стоящих за его спиной, дело Стригалева. Прорастить, взлелеять и отдать людям сверхновый сорт — наследство Настоящего ученого — сорт, который будет огромнейшим достижением науки и поднимет Россию еще на одну ступеньку славы.

Настоящие ученые никогда не сдавались. Они продолжали работать в труднейших условиях. «Кубло» в институте получало и литературу, и фильмы о новых мировых открытиях, поддерживало связи с учеными во многих городах страны, пыталось обогатить науку не только новыми трудами, но и новыми кадрами. В стране, где существовала жесткая система контроля за всем, еще оставались люди, которые верили не знаменитым лозунгам, а своим наблюдениям, научным фактам. И думающая молодежь не случайно тянулась к таким людям, к преподавателям, которые могли научить их истине.

Но жизнь советского государства оставалась такой же безжалостной, как и в тридцать седьмом. Тех, кто восставал против тоталитарной машины, подминало колесо истории.

Примером этого является академик Посошков. Большой ученый, в высшей степени интеллигентный человек, он прекрасно понимал, что творится вокруг. И в конце своей нелегкой жизни Светозар Алексеевич осмелился высказаться против тоталитарной системы, заразившей науку, громко, вслух. Он понимал, что после такого выступления ему не дадут спокойно жить, и он, старый человек, сказав все, что наболело, ушел из жизни. В смерти его была скрыта и глубоко личная драма человека, но, я считаю, что, главным образом, это был протест против жизни, какую вел он и все его товарищи по науке. В прощальном письме к Федору Ивановичу Светозар Алексеевич написал: «Желание смерти не есть сама смерть. Это только поиск лучшего состояния. Что в конечном счете является крайним выражением желания жить».

«Благо — то, что доставляет удовольствие, или то, что прекращает страдание». «Я что-то успел все-таки сделать…» Эти строки заставляют задуматься над смыслом жизни.

Одной из главных тем романа является любовь. Любовь не только к науке, к человечеству, но и простая человеческая любовь. Для нее не нужно было какого-либо оформления, она возникла из общности взглядов, отношения к жизни, симпатии друг к другу.

Искренность, самоотверженность, верность — вот суть этой любви. Федор Иванович и Елена Владимировна до конца остались верными друг другу. Они выстрадали свое счастье, свою любовь, которая самим своим существованием противостояла морали тоталитарного государства, где предательство «ради идеи», отречение от близких возводилось в ранг добродетели.