Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Чем нравятся мне герои романа М. Булгакова "Белая гвардия"?

Сочинение на тему «Чем нравятся мне герои романа М. Булгакова «Белая гвардия»?»

Героев своих надо любить: если этого
не будет, не советую никому браться
за перо — вы получите крупнейшие
неприятности, так и знайте.

М. Булгаков

Роман «Белая гвардия» (как и пьеса по его мотивам «Дни Турбиных») доставил своему автору, М. А. Булгакову, немало неприятностей. Его ругали, награждали в печати различными ярлыками, обвинили в пособничестве врагу — белому офицерству. И все это за то, что через пять лет после гражданской войны Булгаков осмелился показать белых офицеров не в виде жутких и смешных героев плакатов и агиток, а как живых людей, со своими достоинствами и недостатками, своими понятиями о чести и долге; и эти люди, заклейменные именем врагов, оказались очень привлекательными личностями.

В центре романа — семья Турбиных: братья Алексей и Николка и сестра Елена. Их дом всегда полон гостей и друзей. Следуя завещанию умершей матери, Елена поддерживает в доме атмосферу тепла, уюта. Даже в страшное время гражданской войны, когда Город лежит в развалинах, за окнами непроглядная ночь со стрельбой, в Доме Турбиных горит лампа под теплым абажуром, на окнах кремовые шторы, защищающие и отгораживающие хозяев от страха и смерти. По-прежнему собираются возле изразцовой печи старые друзья. Они молоды, веселы, все немного влюблены в Елену. Для них честь не пустое слово. И Алексей Турбин, и Николка, и Най-Турс, и Мышлаевский — офицеры. Они действуют так, как велит им офицерский долг. Настали времена, когда трудно понять, где враг, от кого надо защищаться и кого защищать. Но они верны присяге, той, как они ее понимают. Они готовы защищать свои убеждения до конца.

В этой войне нет правых и виноватых. Когда брат идет на брата, не может быть победителей. Гибнут сотнями люди. Оружие берут мальчишки — вчерашние гимназисты. Они отдают свои жизни ради идей — и правильных, и ложных. Но сила Турбиных и их друзей в том, что они понимают: даже в этой круговерти истории есть, на первый взгляд, простые вещи, которых надо держаться, если хочешь сохранить себя. Это верность, любовь и дружба. И присяга — даже сейчас — остается присягой, измена ей -изменой, а предательство остается предательством. «Никогда не убегайте крысьгй побежкой на неизвестность от опасности», — пишет автор. Именно такой крысой, бегущей с тонущего корабля, представляется муж Елены Сергей Тальберг. Алексей Турбин презирает Тальберга, уезжающего из Киева с немецким штабом, Елена отказывается ехать с мужем. Для Николки предательством было бы оставить тело погибшего Най-Турса незахороненным, и он с риском для жизни похищает его из подвала.

Турбины не политики. Их политические убеждения кажутся иногда наивными. Все герои — и Мышлаевский, и Карась, и Шервинский, и Алексей Турбин — иногда похожи на Николку, который возмущен подлостью напавшего на него со спины дворника. «Все, конечно, нас ненавидят, но ведь он шакал форменный! Сзади за руку», — думает Николка. И в этом возмущении — суть человека, который никогда не согласится, что для борьбы с врагом «все средства хороши». Как жаль, что подобных людей не так много.

Мне нравится в героях романа верность главным своим идеалам. Ведь только это дает человеку внутренний стержень. Как бы для сравнения рисует М. Булгаков и другую модель поведения. Это хозяин дома, в котором снимают квартиру Турбины, инженер Василиса. Для него главным в жизни становится сохранение этой жизни любой ценой. Он трус, по слсвам Турбиных, «буржуй и несимпатичный», не остановится перед прямым предательством, а может быть, и убийством. Он «революционер», антимонархист, но его убеждения превращаются в ничто перед жадностью и приспособленчеством. Ограбленный бандитами, он тут же перекрашивается.

Соседство с Василисой подчеркивает одну из самых привлекательных, на мой взгляд, черту Турбиных: они стремятся стать над обстоятельствами, а не оправдывать ими свои дурные поступки. В сложную минуту Най-Турс может сорвать с юнкера погоны, чтобы спасти его жизнь, и прикрывает его огнем из пулемета, а сам погибает. Никол-ка, не считаясь с опасностью для себя, разыскивает родных Най-Турса. Алексей продолжает быть офицером, несмотря на то, что император, которому он присягал, отрекся от престола. Когда среди всей неразберихи «в гости» приезжает Лариосик, то Турбины не отказывают ему в гостеприимстве. Эти люди вопреки обстоятельствам продолжают жить по тем законам, какие они себе устанавливают, какие диктует им их честь и совесть. Пусть они терпят поражения и им не удается спасти свой Дом, но автор оставляет и им, и читателям надежду. Эта надежда не может пока воплотиться в реальности, это пока только сны, соединяющие прошлое и будущее. Но хочется верить, что, даже тогда, «когда и тени наших тел и дел не останется на земле», как пишет Булгаков, все равно будут существовать честь и верность, которым так преданы герои романа.

Мне кажется, несмотря на заглавие романа, М. Булгаков хотел подчеркнуть не социальные и политические пристрастия своих героев, а то вечное общечеловеческое, что они несут в себе — дружбу, доброту, любовь. Это действительно гвардия — то есть лучшая часть человечества. Может быть, неслучайно лучшие люди оказались на стороне «белых», но мне не хотелось бы сейчас пускаться в политические споры. Просто, на мой взгляд, Турбины хранят в себе лучшие традиции русского общества, русской интеллигенции.