До революции большинство писателей и поэтов были представителями дворянства, так как дворянство являлось средоточием культуры и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родовое гнездо. Естественно, что писатели не обошли стороной проблемы своих родителей, своей малой Родины. Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в «Евгении Онегине», у Гончарова в «Обломове», у Тургенева в «Дворянском гнезде» и, конечно, в «Отцах и детях». В романе «Отцы и дети» мы встречаем описание трех дворянских усадеб: Марьино, Никольское и небольшое имение Базарова.
Состояние дворянской усадьбы в основном зависит от ее хозяина. Поэтому, говоря о дворянской усадьбе, необходимо сказать и о людях, се населяющих, а не только об архитектуре, природе и состоянии хозяйства.
В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: ноля, ноля, низкие кустарники. Все серое, неприглядное, мужики оборванные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяина. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого красной железной крышей, служб, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек.
В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается гладко: они обленились, приказчик — большой плут. Но Николая Петровича нельзя осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйства. Жизнь в его доме проходит размеренно, без потрясений. Все конфликты хозяин сглаживает, как может. Крестьяне, под стать хозяину, мягкие. В доме Николая Петровича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Базаров.
После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался более приспособленным к практической деятельности, и «ферма» начала приносить доход. Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вырвать из упадка молодыми силами и умом.
Усадьба Одинцовой полностью отражает характер хозяйки. Темные деревья сада, аллея стриженых елей — все дышит холодностью и расчетом, строгим порядком жизни Одинцовой. Дом ее стоит на пологом открытом холме, словно показывает, как она неприступна. Даже церковь похожа на могучего воина. Единственное место, свободное от строгости — портик, заросший кустами, где можно ощутить невидимое движение жизни.
Внутреннее убранство усадьбы Одинцовой поражает своей строгостью, а запах в доме — как в министерском учреждении. Надменностью и старомодностью отличаются все вещи, и даже лакеи. У Одинцовой в доме живут по раз и навсегда заведенному порядку. На примере этой усадьбы наблюдаем другой тип существования российских помещиков, У них вся жизнь проходит но плану и «катится, словно по рельсам».
Самое скромное и бедненькое имение в «Отцах и детях» принадлежит Василию Ивановичу Базарову. Даже не столько ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Имение представляет собой небольшую деревушку и господский домик, с соломенной крышей и шестью маленькими комнатками, флигелем же служила баня. Зато этот крошечный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцовой. Маленький домик окружен березовой рощей. Именно в имении своего отца Базаров впервые ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром.
Из описания дворянских усадеб в произведении «Отцы и дети» можно сделать вывод, что они в то время приходили в упадок. В них жили люди, отрезанные от Петербурга и от всего остального мира. Эти усадьбы — своего рода 06-ломовки, тихие, спокойные, сонные уголки, где жизнь почти не движется. Но автор надеется на лучшее, может быть, он, как и Гоголь, хочет показать способы возрождения России. Для этого нужны люди с сильной волей и глубоким умом.