25 октября 1917 года раскололо Россию на два лагеря: «белых» и «красных». Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представление людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывало свое понимание правды. Монархисты, анархисты, большевики, меньшевики, коммунисты… Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. Такие «шатания и мучительные искания» изображены в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».
Роман можно назвать как автобиографическим, так и историческим.
«Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» — так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Городе (Булгаков не называет его Киевом, он — модель всей страны и зеркало раскола), на Алексеевском спуске. Семья Турбиных, милая, интеллигентная семья, которая вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья Турбиных невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж — Тольберг (31 год), Николка (17 лет)… И ещё приживалка Анюта. Обитатели дома лишены высокомерия, чопорности, ханжества, пошлости. Они радушны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы к нарушениям порядочности, чести, справедливости. Мать завещала им: «Живите дружно». Так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Семья превращайся в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных.
Художественная биография этой вполне обычной семьи становится интересным и символичным историческим документом непреходящей ценности. «Белая гвардия» — во многом автобиографична. В образе Алексея Васильевича Турбина, молодого врача, нетрудно узнать Михаила Афанасьевича Булгакова.
Первая часть «Белой гвардии» — размежевание, в ходе которого выясняется, кто есть кто.
Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаевский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».
Вторая часть — схватка. Автор, больше симпатизируя белым дружинам, сохраняет нейтралитет, сочувствуя погибающим с обеих сторон.
Третья часть — раздумье о жизни и смерти. Жизнь по Булгакову — это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Соединяются сердца Елены и Шервинского, Анюты и Мышлаевского. Булгаков написал роман с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?
По-разному складываются судьбы персонажей «Белой гвардии».
Выстрел Алексея в петлюровца, ранившего его на улице Мало Провальной, возвещает начало нового этапа развития старшего Турбина и встречу его с Юлией Рейсо. Послано было чудо, доктор Турбин выздоровел.
О Николеньке Булгаков пишет немного с иронией. Это «самый сведущий специалист по вопросу обысков». Иллюзии «геройствующего унтер-офицера» проявляются в том, что он прячет не только оружие, но и портрет наследника — цесаревича Алексея.
Показательны эпизоды в конце романа. Иллюзии, связанные с Тольбергом, разрушаются. «Белая гвардия» стала «романом воспитания», где белый офицер Мышлаевский, собирающийся служить в Красной армии, делает свой окончательный вывод из жестоких уроком истории, говоря о России: «Прежней не будет, новая будет». Пройдя через тяжелые испытания, кажется находят свою дорогу и Алексей, Тольберг, и Николка.
Хотя существует мнение о «незавершенности» романа, но Дом Турбинных уже выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство — идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Все — белые и красные — братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «…И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: …слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…»
Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя — свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех — и белых и красных.