Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально означает «нечто, положенное в основу». Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения.
Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы.
В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандельштама). Иногда предметом изображения становятся нереальные фантастические существа и явления (например, Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова). Основным предметом познания в художественной литературе являются особенности человеческой жизни как во внешних проявлениях, так и в их внутренней духовной сущности. Итак, тема — это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произведения.
Тема — это начальный момент авторской концепции произведения. Ведь то, какие явления действительности отобраны писателем, уже говорит о направленности его творчества.
В произведении всегда имеется несколько тем, среди которых доминирует главная. Совокупность тем произведения составляет его тематику. Писатели могут создавать произведения на разные темы, но могут быть приверженцами и какой-то одной. Так, драмы А. Островского посвящены жизни купечества, Н. Некрасова волновали судьбы русского крестьянства, И. Тургенев изображал дворянство. Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя. Такие писатели, как В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов, обращаются к теме деревни; В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Бакланов сосредоточены на военной тематике; Ю. Трифонова, А. Битова интересует жизнь городской интеллигенции.
Темы имеют исторический характер, так как меняются с течением времени. Темы, которые доминировали в литературе в определенный период, уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писателей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.
Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т. д.
Тема произведения всегда связана с его основной идеей. Идея — это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Идейная оценка, данная тем или иным характерам а. и явлениям, зависит от мировоззрения писателя. Если писатель принимает изображенную им действительность, сочувствует ей или оправдывает определенные ее стороны, можно говорить об идейном утверждении. Но автор может осуждать какие-то свой-» ства воспроизведенной жизни, критически, негативно относиться к ним. В таком случае речь идет об Адейном отрицании изображаемого. В произведении может быть различное соотношение идейного утверждения и идейного отрицания.
Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены
Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или ге — роев-резонеров), такая идея называется тенденцией.
Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. Чернышевского, истинная идея «приучает отвращаться от всего пошлого, дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное».
Надо помнить, что не всегда идейный замысел писателя совпадает с вытекающей из произведения идеей. Так было, например, с отрицательным отношением И. Тургенева к людям нового типа, которых он назвал нигилистами. Но образ Базарова читатель воспринял как положительный, исходя из содержания романа, из его сюжета.
Сюжет — это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. М. Горький определял сюжет как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа». Сюжет складывается из действий персонажей, из системы образов. В развитии сюжета проявляются черты характеров персонажей, их эволюция Иногда сюжет отождествляется с содержанием произведения. Однако содержание шире сюжета и не ограничивается просто пересказом происходящего. В сюжете проявляются индивидуальность и мастерство писателя, сказываются его мировоззрение и позиция.
Сюжет — это изображение событий так, как они даны в произведении. При этом события не всегда располагаются в причинно-следственной и временной последовательности. Произведение может начинаться с события, которое произошло после всего того, что — описывается дальше. Так, роман «Что делать?» Н. Чернышевского начинается со смерти героя, а потом рассказывается обо всем, что предшествовало этому. В романе «Герой нашего времени» М. Лермонтова также нарушена временная последовательность событий, что сделано писателем для того, чтобы переключить внимание читателя с внешних событий на внутреннюю жизнь Печорина.
Последовательная передача изображенных в произведении событий в их причинно-следственной связи называется фабулой. Часто фабула и сюжет совпадают, и тогда мы говорим только о сюжете.
Существуют сюжеты хроникальные и концентрические. В хроникальных сюжетах события соотносятся между собой во времени, а в концентрических между ними преобладает причинно — следственная связь. Различие между этими видами сюжетов хорошо иллюстрирует такой пример: во фразе «Король умер, и скоро умерла королева» воссоздается хроникальный сюжет, но если мы скажем: «Король умер, и королева умерла от горя», — это будет формула концентрического сюжета.[1] В произведении может преобладать какой-то тип сюжета, а могут хроникальные и концентрические начала сосуществовать в одном произведении. Сюжеты могут быть однолинейными или складываться из нескольких одновременно возникающих линий, то сливающихся, то развивающихся параллельно.
Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция — сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т. е. следовать до завязки («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), или задержанной, т. е. идти после завязки («Бесы» Ф. М. Достоевского), или даже обратной, следующей после развязки («Легкое дыхание» И. А. Бунина).
Завязка — событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. Так, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина завязка главной сюжетной линии — встреча Онегина с Татьяной — дана в III главе. В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письма о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».
Развитие действия — это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжения действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия —, эпизод дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка сюжетного действия — сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.
Кульминация непосредственно предшествует развязке. Раз — вязка — это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н. В. Гёголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.
В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог — это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображенных в произведении («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова).
Эпилог — изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т. е. следствие, вытекающее из этих событий («Война мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева).
Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе, как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.
Завязка, развитие действия, развязка определяются конфликтом. Конфликт — это столкновение противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречие в самом герое, например между чувством и долгом, желанием и невозможностью его исполнения. Конфликт может выступать как противоречие между героем и обществом, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. На конфликте между героем и обществом построены «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Противоречие между харак-
F|N»
Тером Раскольникова и обстоятельствами действительности образует конфликт «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского; в этом же романе представлен и внутренний конфликт как борьба в душе героя.
В каждом литературном направлении — свои доминирующие конфликты. В классицизме это конфликт добра и зла, просвещенности и невежества («Недоросль» Д. И. Фонвизина). В романтизме основу конфликта составляет противоречие между героем и обществом («Цыганы» А. С. Пушкина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова). Спектр конфликтов в произведениях реализма более широк: социальные, психологические, социально-психологические, нравственные конфликты образуют сюжетную основу произведений.
Сюжет находит выражение в композиции. Композиция — это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в единое целое. Композиция обусловлена содержанием и жанром произведения.
Композиция может быть простой, линейной, когда отдельные эпизоды нанизываются, следуют один за другим и связаны с главным героем. Примером может служить композиция поэмы
Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». События здесь развиваются в хронологической последовательности.
Другой вид композиции включает в себя множество сюжетных линий, которые могут идти параллельно или пересекаясь. Хронологический принцип построения может сочетаться с перестановкой событий согласно авторской логике раскрытия характера. Нарушение хронологии в таком случае выступает и в виде ретроспекций — обращений назад («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева). Композиция может быть кольцевой, т. е. начало и конец как бы смыкаются.
Они повторяются или близки друг другу.
Важными элементами композиции являются лирические отступления. В эпических произведениях это непосредственное выражение автором своих мыслей, чувств, рассуждений, оценок. Лирические отступления вводят в мир авторского идеала, позволяют усилить нужное, с точки зрения автора, восприятие характера или события, расставляют акценты так, как это задумано писателем (лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя — о двух типах писателей, о «птице-тройке»,
О юности и старости). Для углубления понимания произведения, расширения его содержания используются вставные эпизоды. Они не связаны впрямую с сюжетом повествования, но важны в композиции для разъяснения пафоса и идеи произведения. И. В. Гоголь вставил в поэму «Мертвые души» «Повесть
О капитане Копейкине» для того, чтобы показать бесчеловечное отношение правительственных чиновников к представителям народа, даже тем, кто стал калекой, защищая Отечество. Это углубило содержание произведения, распространило сатиру не только на помещиков и губернских чиновников, но и выше — на правительство.
Важным элементом композиции является художественное обрамление — создание картин, сближающихся по принципу аналогии, сходства с основным характером или событием произвеником, который долго сопротивлялся сильной руке, пытавшейся сорвать его, подводит к истории с Хаджи-Муратом, до последнего вздоха боровшимся за свою жизнь.
Композиционную роль могут играть интерьер и пейзаж в том случае, если они не являются объектом изображения, а служат для раскрытия идейного замысла произведения. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя детали домашней обстановки позволяют судить о характерах Манилова, Собакевича, Коробочки, Плюшкина. Старый дуб, мимо которого дважды проезжает Андрей Болконский в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого, отражает душевное состояние героя, психологические перемены, происходящие в нем. В таких произведениях, как «Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», М. Горький использует пейзаж для выражения свободолюбия и стремления к воле.
В композиции, таким образом, различаются следующие основные элементы:
1) общее построение (соотношение и взаимное расположение частей произведения, пролог и эпилог; форма повествования: от первого лица, от лица писателя, от лица лирического героя);
2) система персонажей (их группировка, сопоставление, противопоставление);
3) система событий (их расположение, взаимная обусловленность);
4) внесюжетные элементы (лирические отступления, встав — . ные эпизоды, обрамление).