Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Тема любовного свидания в русской литературе 19 века

Сочинение на тему «Тема любовного свидания в русской литературе 19 века»

Тема любовного свидания широко представлена в творчестве великих русских писателей. А.С. Пушкин не раз обращался к этой вечной теме, каждый раз освещая ее по-иному. В «Каменном госте» он рисует романтическую сцену свидания Дона Гуана с Донной Анной. Отчаянный герой «Каменного гостя», безрассудно призывавший статую командора, чтобы тот был свидетелем его свидания с Доной анной, готов рисковать собственной жизнью ради встречи с любимой. И умирает Дон Гуан не с именем Бога на устах, не со словами раскаянья — нет, последними словами, которые он произносит, будет имя возлюбленной: «Я гибну — кончено — Дона Анна!» В «Евгении Онегина свидание главных героев происходит дважды: первый раз, когда юная влюбленная Татьяна живет в деревне с матерью и сестрой; второй раз, когда Онегин влюбляется в нее, ставшую к тому времени женой генерала. Молодая девушка отправила письмо человеку, которого полюбила, согласно правилам приличия, совершила серьезный проступок, и Онегин указывает ей на необходимость осторожности.

Герой поступает благородно, хотя мечты Татьяны и разбиты вдребезги, она так говорит много лет спустя. Хотя героиня по-прежнему любит Онегина, выше этого чувства она ставит долг, отказавшись от былых мечтаний. В повести «Барышня-крестьянка» Лиза переодевается крестьянкой, чтобы познакомиться с заинтересовавшим ее молодым человеком. Когда отец заявляет сыну, что он должен жениться на дочери соседа, тот поначалу отказывается: он и не подозревает, что крестьянская девушка Акулина, которую он неожиданно по- настоящему полюбил, и есть Елизавета Муромская, о которой говорит отец. К теме любовного свидания охотно обращались и другие русский писатели, например И.С. Тургенев. Для него характерно, что инициатива обычно исходит от женщин –зачастую именно они первыми признаются в своих чувствах. А так же анализируя действия героя повести «Ася», Чернышевский приходит к следующему выводу, объясняющему, почему так происходит: «Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все его отношения и дела, к которым он привык.

Это первое. Второе — он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бедной мелочности во всем» Мудрым напутствием звучат слова Чернышевского, обращенные непосредственно к каждому из нас: «Не пропустить благоприятную минуту — вот высочайшее условие житейского благоразумия. Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться, и в этом искусстве почти единственно состоит различие между людьми, жизнь которых устраивается хорошо или дурно. И для вас, хотя, быть может, и не были вы достойны того, обстоятельства сложились счастливо, что единственно от вашей воли зависит ваша судьба в решительный миг. Поймете ли вы требование времени, сумеете ли вы воспользоваться тем положением, в которое вы поставлены теперь, — вот в чем теперь для вас вопрос о счастии или несчастии навеки»